Яндекс.Метрика

Кризис перепроизводства стали вынудил… устанавливать металлические заборы

Российский металлургический рынок пострадал от кризиса перепроизводства. В масштабах страны более чем на 2% снизились объемы выплавки стали, значительно сократились показатели чистой прибыли таких металлургических гигантов, как «Мечел», «Евраз», «Металлоинвест», «Северсталь», НЛМК, ММК.

Российский металлургический рынок пострадал от кризиса перепроизводства. В масштабах страны более чем на 2% снизились объемы выплавки стали, значительно сократились показатели чистой прибыли таких металлургических гигантов, как «Мечел», «Евраз», «Металлоинвест», «Северсталь», НЛМК, ММК. Для того чтобы спасти от нисходящего ценового тренда российскую отрасль, в которой задействовано около 660 тысяч работников, необходимы соответствующие меры. Некоторые из них уже приняты, другие остаются в статусе рекомендаций или предложений.

Как избавить от проблем отрасль, доля которой в промышленном производстве России составляет порядка 10%?

Обеспечить государственную поддержку внутреннего производителя

Вмешательство на законодательном уровне способно улучшить сегодняшнее положение дел. Как правительство может помочь тем же металлургическим гигантам?

Предоставить льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при разработке новых месторождений. Также имеет смысл усовершенствовать систему торговой защиты отечественных производственников, поддержать российскую машиностроительную отрасль, доработать природоохранное законодательство, обеспечить металлургов нужным количеством лома черных металлов. Такими методами можно обеспечить благоприятные условия для работы отрасли.

Регулировать импорт таможенно-тарифным и правовым путем. Введение квот, пошлин, лицензий и локализаций в отношении импорта повысит конкурентоспособность российских продуктов металлургической промышленности. Данные меры широко применяются другими государствами. К примеру, в 1999 году в США ввели ограничение на ввоз российского холодного проката, установив планку на отметке 373 тысячи тонн в год, а в 2003 году к горячекатаной продукции производства ММК была применена пошлина в размере 185%. Инициаторами принятия таких мер выступили американские металлурги, в итоге получившие полезное вмешательство государства.

Изменить подход к металлургическому производству   

Воздержаться от наращивания мощностей. Оценив сегодняшнее положение дел в металлургической отрасли России и мира, можно сделать вывод об отсутствии целесообразности в наращивании мощностей и приобретении новых зарубежных активов.

По оценкам экспертов, мировой избыток мощностей на сегодняшний день составляет порядка 500 000 000 тонн, что ориентировочно равняется 20% установленной глобальной мощности. World Steel Dynamics заявил о неконкурентоспособности и убыточности каждого седьмого металлургического предприятия, при этом исключение составляют только заводы Китая. Сталелитейные предприятия работают не на полную загрузку. В период с 1980 года по 2007 год шла речь о использовании мировых металлургических мощностей на 86%, в период с 2007 года по 2012 год этот показатель упал до 77%.
Причиной подобного спада послужила переоценка потенциала рынка. До кризисного 2008 года потребление металла динамично росло, что и побудило металлургов к крупным инвестициям в наращивание производственных мощностей. Только за последние 10 лет мировые мощности металлопромышленности увеличились на 1 млрд. тонн, 76% которых принадлежат Китаю.

Сделав ставку на бурный докризисный рост спроса, металлурги получили явный переизбыток мощностей. При этом даже в условиях достаточно низкой загрузки - около 76%, мировой рынок в 2013 году получил 1612 миллионов тонн металла при среднем уровне потребления 1452 миллиона тонн. Итогом такого перепроизводства стал нисходящий ценовой тренд.

«Сложившаяся за последние годы модель ведения бизнеса, которой придерживается большинство игроков мировой сталелитейной отрасли, нацелена на активное расширение мощностей и в долгосрочной перспективе неконкурентоспособна, — говорит Андрей Лаптев, занимающий должность начальника управления корпоративной стратегии предприятия «Северсталь». — Уровень задолженности в отрасли весьма высок, но, несмотря на это, игроки в 2010–2013 годах продолжали много вкладывать в основные средства. В условиях низкой и падающей прибыльности и отрицательного денежного потока для большинства компаний это означает необходимость занимать деньги у банков и акционеров, то есть брать взаймы у будущего. При этом проблема отрасли не в спросе. Темпы роста потребления стали в мире неплохие, и перспективы у рынка хорошие. Спрос на сталь растет примерно теми же темпами, что и ВВП, даже немного выше, причем сейчас уже начали активно расти не только развивающиеся, но и развитые рынки, такие как США, Европа, Япония, где до недавнего времени отмечалась стагнация. Проблема в избыточном предложении, которого слишком много даже для существующего неплохого спроса».

Отказаться от конкуренции по издержкам. «В условиях сохранения “рынка покупателя” компании-производители и трейдеры борются за каждого клиента. По сути, поставщики конкурируют по издержкам. Поэтому уровень цен на рынке главным образом определяется уровнем цен на железорудное сырье. В последние месяцы мы наблюдаем снижение цен на основные сырьевые ресурсы и, как следствие, некоторое снижение цен на сталь. По прогнозам, эта тенденция сохранится в течение всего 2014 года», - прокомментировал специфику ведения бизнеса в сегодняшних реалиях заместитель генерального директора по продажам Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Николай Лядов.

Зарубежные металлопроизводители конкурируют исключительно благодаря снижению издержек. Большой объем вновь введенных производственных мощностей обеспечил избыточное предложение данной ситуации сырья (железной руды) по устойчиво низкой цене.

Российских же производителей в реалиях сегодняшнего дня интересует повышение транспортных расходов и затрат на энергоресурсы. По данным, предоставленным компанией «Евраз», в период с 2008 года по 2013 год стоимость газа для производственников увеличилась более чем в 2,5 раза, рост затрат на электроэнергию превысил 2 раза, транспортировка по железной дороге также подорожала.

Освоить новые продуктовые ниши с высокой добавленной стоимостью. По мнению экспертов, российской металлургии необходимо освоить новые продуктовые ниши с большей добавленной стоимостью. Метизы, многослойная листовая сталь, холоднокатанный прокат и другие продукты высоких переделов обеспечат улучшение в данной отрасли уже в ближайшие два года.

Некоторые предприятия, переориентировавшиеся с целью увеличить маржу, уже получили стабильный рост продукции с высокой добавленной стоимостью. К примеру, с 2011 года доля продукта высоких переделов у российской «Северстали» выросла с 44% до 49%, соответствующие показатели у ММК – с 36% до 49%, у НЛМК – с 36% до 39%.

Каждой компании выбрать узкую специализацию. Отказаться от расширенного спектра выпускаемой продукции, сконцентрировавшись на узкой специализации и тесном сотрудничестве с потребителем стали. В идеале, каждый производитель должен выбрать некоторые сегменты металлургического рынка и работать преимущественно на них. Это позволит понизить себестоимость выпускаемого продукта за счет повышения производительности агрегатов, не нуждающихся в постоянной переналадке.

Антикризисные меры в действии?

Избавить металлургическую отрасль России от кризиса перепроизводства в один день не получится. Однако некоторые принятые меры уже дали результат.

Меньше зарубежной продукции. Как сообщало издание ПрессОрг24 в разделе «Новости Украины», начало 2014 года отметилось снижением показателей украинского импорта на 31%. Но здесь, скорее всего, сыграла свою роль неоднозначная политическая ситуация. Да и такое уменьшение ввоза вряд ли изменит положение дел в российской металлургии.

Повышение потребительского спроса на металл. Распоряжением Комитета по строительству Петербурга девелоперам рекомендуют ограждать стройплощадки конструкциями из металлической сетки, заменив ими привычные бетонные плиты, окрашенные в синий цвет. В частных застройках данное распоряжение носит рекомендательный характер. Для организаций, выполняющих строительные работы по госконтракту, то есть возводящих учебные учреждения, лечебницы, жилье для северной столицы, нововведение станет обязательным. Чем не способ повысить потребление металла?

Петербуржскую инициативу прокомментировал Евгений Рузавин, директор фабрики ковано-сварных изделий «СтальРУЗ»: «Металлические ограждения получили признание благодаря своей практичности, долговечности и низкой цене на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Но при всех привлекательных качествах заборов из металлической сетки применять их для ограждения территории застройки в центре города не целесообразно, ведь горожане будут вынуждены любоваться неаккуратным видом стройплощадки и дышать пылью, которой не избежать при проведении земляных работ. Да и основательно увеличить потребление металла данным способом вряд ли получится. Заборы из металлической сетки маловесны и проблем перепроизводства в российской металлургии не решат».

Сможет ли российская металлургическая промышленность преодолеть кризисную ситуацию, когда это может произойти и насколько успешным будет результат? Ответить на поставленные вопросы достаточно сложно. Для решения столь глобального кризиса нужны комплексные меры – как со стороны государства, так и по инициативе производственников. Надеяться на традиционное «авось» здесь не приходится.

Закрыть