Яндекс.Метрика
  • Тамара Панченко

Почему лифты в Петербурге убивают

После трагедии с гибелью ребенка в доме на пр. Композиторов районные администрации проверят техническое состояние всех 39 тыс. лифтов. На сегодняшний день не работают 323 лифта. Ежегодная потребность в ремонте должна составлять не менее 1600 лифтов в год, с 2008 по 2011 год ремонтировалось не более 350 лифтов в год. Именно поэтому на сегодняшний день состояние лифтов такое плачевное.

Сотрудники Жилищного комитета Петербурга собирают средства для семьи ребенка, погибшего 16 июня в лифте на пр. Композиторов. "В этой трагедии косвенно виноват каждый из нас, все собранные средства мы передадим в районную администрацию, а оттуда они поступят родителям", - сказал глава комитета Валерий Шиян. 

Он отметил, что техническое состояние всех 39 тыс. лифтов районные администрации должны проверить в самое ближайшее время. По данным диспетчерской службы комитета, ежедневно 11 лифтов выводятся из строя.

На сегодняшний день не работают 323 лифта. Ежегодная потребность в ремонте должна составлять не менее 1600 лифтов в год, с 2008 по 2011 год ремонтировалось не более 350 лифтов в год. Именно поэтому на сегодняшний день состояние лифтов такое плачевное. 

925 лифтов будет отремонтировано в адресной программе на 2015 год, в этом году - 2005 лифтов, сообщил Валерий Шиян. "Осенью мы предложим изменения в бюджет и те средства экономии, которые у нас получились благодаря теплой зиме (около 500 млн. рублей - этого хватит на 200 лифтов), мы направим на дополнительный ремонт лифтов и заменим те, которые выработали свой срок", - сказал Валерий Шиян. Стоимость ремонта лифтов -  2-2,5 млн. рублей, это несезонный вид ремонтов и работы можно проводить круглый год. 

Напомним, внезапно вышедший из строя лифт привел к гибели грудного ребенка в Выборгском районе. Объявлена тотальная проверка всех лифтов рай­она.

Иначе как кошмаром трагедию на ул. Композиторов, 1, корп. 1, люди не называют. Произошедшее всколыхнуло весь двор. "Я пользуюсь этим лифтом каждый день, спускаюсь и поднимаюсь на последний этаж, но теперь ехать страшно. Никогда преж­де мы не замечали, чтобы лифт капризничал, застревал, останавливался между этажами", – рассказала одна из жительниц этого дома. С ней тут же не согласились соседи. Женщина, вышедшая из подъезда с коляской, сообщила, что лифт мог начать движение сам по себе. "Даже если автоматическую дверь придерживать ногой, кабина могла по­ехать", – вспомнила она. Похоже, что именно это и случилось 16 июня.

Как сообщает ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти, 16 июня около 22.00 молодая пара с грудным ребенком приехала в гости в одну из квартир дома. Во время посадки произошел сбой в работе лифтового оборудования, в результате чего кабина с находившейся в ней детской коляской пошла вниз. Коляска перевернулась и смертельно травмировала выпавшего из нее грудного ребенка. Жители дома сообщили, что прибывшим спасателям пришлось взламывать двери на пятом этаже, чтобы извлечь зажатую между этажами коляску. 

Расследование по факту гибели ребенка проводят Следственный комитет и РУВД. Дом на ул. Композиторов, 1, корп. 1, построен в 1981 г. По словам Виктора Кондрашова, председателя кооператива "ЖСК №1057", в прошлом году фирма "Ликон", которая занимается обследованием лифтового оборудования, выдала техническое заключение и продлила срок эксплуатации лифта до 2016 г. При этом срок службы оборудования уже продлевался дваж­ды: с 2007-го до 2010 г. и с 2010-го до 2013 г.

"Компания, делавшая заключение о состояния лифта, в прошлом году сделала нам несколько замечаний. Но жилищно-строитель­ный кооператив их устранил", – сообщил "ПД" Виктор Кондрашов. По его словам, за все время использования пассажирских подъемников – а это без малого 35 лет – в их системе не раз меняли моторы и датчики. Ремонтные бригады реагировали на все замечания со стороны жильцов. Объясняя случившуюся трагедию, Виктор Кондрашов говорит, что причиной могла стать изношенная автоматика, а также несоблюдение правил безопасности. 

"Рядом находится грузовой лифт, которым обычно все пользуются для перевозки колясок и велосипедов. Он исправен и всегда открыт. Почему в этот раз они решили ехать на маленьком пассажирском – непонятно", – сказал он.

По иронии судьбы в соседних подъездах этого дома идут работы по замене лифтов. Рядом с парадными – распакованные контейнеры с новым оборудованием. В нескольких подъездах этого дома (их обслуживает другая управляющая организация. – Ред.) работы по замене уже завершены. Остальные подъезды внесены в программу капитального ремонта по замене лифтов в период с 2018 по 2020 гг.

По словам Виктора Кондрашова, сразу после произошедшего прокуратура изъяла все документы, касающиеся обслуживания и обследования оборудования, пас­порта и заключения о его использовании. 

На следующий день после трагического происшествия в администрации района провел совещание с управляющими организациями первый заместитель главы Выборгского района Александр Курбатов. 

За один день, 17 июня, товарищества собственников жилья, представители жилищно-строительных кооперативов и управляющих компаний должны были провести проверки работаю­щих лифтов и сообщить о результатах. А также проверить наличие договоров на обслуживание лифтового оборудования, инструкций по эксплуатации, соблюдение ее сроков. Также дано поручение проверить исполнение всех замечаний по техническому состоянию лифтов, выявленных ранее. Всего в жилых домах Выборгского района установлено 4243 лифта, 1616 из которых работают свыше 20 лет, но при этом прошли проверку.

Почти треть лифтов в петербургских домах отработали более 25 лет, но продолжают во­зить пассажиров. На их замену и ремонт нужны миллиарды рублей. Трагедия на Композиторов стала третьим серьезным происшествием в лифтах Санкт-Петербурга за последние 5 лет.

Так, 15 февраля 2009 г. в доме 45 по 10-й линии В.О. в лифте на глазах двух маленьких внуков погибла пенсионерка Нина Сергеева. В тот момент, когда женщина заходила внутрь, кабина начала самопроизвольное движение.

В 2013 г. лифт с четырьмя пассажирами сорвался с троса в новостройке на Туристской ул. Кабина была остановлена страховыми опорами между первым и вторым этажами, никто из находившихся внутри серьезно не пострадал.

Техника на грани 

Состояние лифтов в городе далеко от идеального. В редакцию газеты "Петербургский дневник" приходят десятки жалоб не только на старые лифты, но и на новое оборудование в новостройках. Механизмы выходят из строя, даже не отработав гарантийный срок. К примеру, дом 3 по Огородной ул., в Пушкинском районе сдали 1 января 2013 г., а в ноябре лифт остановился и не работает до сих пор. Жильцов оповестили, что на ремонт нужно около 600 тыс. рублей. 

Не работают лифты в новом доме 68 по ул. Маршала Казакова в Красносельском районе, несмот­ря на то что жильцы, среди которых многодетные семьи и инвалиды, уже отметили новоселье.

Ранее Владимир Шаталов, начальник управления капитального ремонта в Жилищном комитете, сообщал, что статистика, отражающая техническое состояние лифтов, в последние годы не меняется в лучшую сторону. 

Из 40 тыс. лифтов 14 тыс. требуют замены. Это то оборудование, которое отслужило более 25 лет. Особенно остро стоит такая проблема в домах Центрального района Санкт-Петербурга. Некоторые лифты работают по 40 лет и дольше без капитального ремонта. На замену и ремонт всех ветхих лифтов здесь нужно не менее 6 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с тем, что выделяется на весь капремонт в 2014 г.

По истечении 25 лет каждый лифт, у которого истек срок эксплуатации, должен пройти экспертизу. На него дается заключение, может ли он еще работать и сколько лет. Чем старше лифт, тем меньше времени ему отводится. После определенного срока экспертиза должна проводиться ежегодно. Но это, увы, делается не всегда, так как на экспертные заключения у управляющих компаний банально не хватает денег.

Ремонтируют недостаточно

По данным Жилищного комитета, в краткосрочном плане капитального ремонта на 2014 г. значится 1996 лифтов (в 2013 г. – 1546 лифтов). То есть 56% денег (около 3 млрд 900 млн рублей), предусмотренных в городском бюджете на капремонт, пойдет на ремонт лифтового оборудования. 

В 2013 г. велась масштабная работа по ремонту лифтов в Выборгском районе. На это было затрачено 594,6 млн рублей, установлено 403 новых лифта в 61 много­квартирном доме, из них 264 лифта в домах ТСЖ и ЖСК. В 2014 г. ре­гиональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах предусмотрено проведение капремонта еще 204 лифтов в 37 домах на сумму 425 млн рублей.
Эта тенденция, увы, не сохранится на следующий год. В краткосрочном плане на 2015 г. основным объектом работ по капитальному ремонту являются крыши. Доля лифтов составляет не более 30%. При этом, для того чтобы полностью решить проблему с лифтами, нужно ежегодно менять не менее 1,3 тыс. лифтов.

В лифт по правилам
Жилищный комитет напоминает жителям многоквартирных домов о необходимости строгого соблюдения правил пользования лифтами, особенно при перевозке детей.  В частности, при проезде с детьми дошкольного возраста в кабину сначала должны входить взрослые, а затем дети. При выходе сначала покидают кабину дети, потом взрос­лые. 

При перевозке ребенка в коляс­ке необходимо при входе в кабину взять ребенка на руки и войти внутрь, после этого ввезти коляску, при выходе из лифта – вывезти пустую коляску, затем выйти с ребенком на руках.

Закрыть