twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch.

Статья

Впервые в Петербурге проходит европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10»

Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10» откроется 28 июня в Государственном Эрмитаже. В нашей стране такой форум проводится впервые.

Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10», проходящая раз в 2 года, отмечает свой 20-летний юбилей. Выставка, которую называют одной из основных площадок для презентации современного искусства, впервые пройдет в Санкт-Петербурге.

Впервые в России

Биеннале, которую можно было бы проводить в разных частях Европы, была задумана почти четверть века назад. А рождение «Манифесты», вспоминает один из инициаторов ее создания – директор фонда «Манифеста» Хедвиг Фейен, пришлось на тот исторический момент, когда пал железный занавес и Европа вновь стала единой. 

Сегодня «Манифеста» – единственная странствующая биеннале в мире, которая меняет свое мес­тоположение каждые 2 года. Ее основное предназначение заключается в сближении Востока и Запада. И Санкт-Петербург, названный в свое время Александром Пушкиным «окном в Европу», как нельзя больше подходит для осуществления этой задачи. Тем более что городские власти активно поддержали предложение принять «Манифесту 10», заявив об этом еще на Международном культурном форуме, состоявшемся в городе на Неве в конце прошлого года.

«Санкт-Петербург всегда был и остается передовым центром культуры России и, поддерживая флагман отечественной культуры – Государственный Эрмитаж в его стремлении развивать в обществе интерес к современному искусству и пониманию художественных процессов, происходящих в мире, с удовольствием окажет содействие в подготовке и проведении биеннале современного искусства «Манифеста 10» в культурной столице России», – заявил тогда вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи.

Организаторы биеннале по достоинству оценили эту поддерж­ку, подчеркнув, что без участия и помощи Санкт-Петербурга «Манифеста 10» могла бы и не состояться. Тем более что еще в период подготовки некоторые из западных деятелей искусства и средств массовой информации пытались бойкотировать мероприятие. 

К счастью, сделать это не удалось, и теперь у петербуржцев и гостей города есть возможность увидеть лучшие работы современных художников.

Два юбилея

Выбрав основной площадкой Государственный Эрмитаж, «Манифеста» впервые пересекла границы Европы. В главном музее города на Неве считают, что это не случайно, так как этот год станет годом обмена историческим опытом и встречи двух юбилеев: Эрмитажу исполняется 250, а биеннале 20 лет.  

«С помощью «Манифесты» Эрмитаж напомнит о своем традиционном со времен Екатерины Великой интересе к современному искусству и о той роли, которую музейные коллекции и выставки всегда играли в развитии художест­венной жизни России», – отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Для нас современное искусство – это естественное, хотя и сложное продолжение вековых традиций, и поэтому ключом «Манифесты 10» в 2014 г. для нас будет тема наследия в сегодняшнем контексте», – продолжил он, отметив также, что в этом году «Манифеста 10» будет посвящена исследованию роли историчес­кого наследия в контексте музейных коллекций и их значимости в условиях современного художественно-исторического момента.

История и современность

Как объясняют организаторы, цель «Манифесты 10» как крупномасштабной выставки – это в первую очередь знакомство широкой российской публики и творческой молодежи с актуальным современным искусством во всей его сложности и со свойственным ему критическим взглядом на окружающий мир. Кроме того, это создание в Санкт-Петербурге широкой интеллектуальной платформы с привлечением известных мировых авторитетов в области теории и прак­тики организации международных выставок.

По словам главного куратора «Манифесты 10» Каспера Кенига, биеннале будет размышлять над изменениями, произошедшими в искусстве и обществе вплоть до сегодняшнего дня, представляя разные творческие позиции и принимая во внимание складывающуюся на сегодняшний день геополитическую ситуацию. «Я считаю, что присутствие в Эрмитаже и Санкт-Петербурге критического современного искусства будет способствовать плюралистической и здоровой дискуссии вокруг этических и эстетических проблем и создаст условия для более глубокого исследования самих себя», – заявил он. 

По словам Каспера Кенига, нынешнюю биеннале готовила лучшая за все время существования проекта команда. А тот факт, что выбор места для проведения «Манифесты 10» пал именно на Санкт-Петербург, полностью себя оправдал. «Мы польщены тем, что будем работать в Эрмитаже», – заключил куратор.

Где и что?

«Манифеста 10» – это многоплановое мероприятие. Оно выходит в городскую среду с серией перформансов, выставок, акций, дискуссий, экскурсий и других мероприятий «Публичной программы», позволяющей ближе познакомиться с главнейшими тенденциями со­временного искусства.

Предложенная «Манифестой» и реализованная совместно с фондом «Эрмитаж XXI век» «Параллельная программа» объединяет свыше 60 мероприятий, в которых примут участие более 250 художников и кураторов. 

Основная экспозиция расположилась в историческом пространстве Зимнего дворца и недавно реконструированном здании Главного штаба. Свои работы здесь демонстрируют более 50 художников. Среди них – 14-метровой высоты инсталляция Томаса Хиршхорна, построившего жилой дом во внутреннем дворе Главного штаба. Постановка «Оперы носового платка» Доминики Гонсалес-Ферстер во всех смыслах совпадает по масштабу с новыми интерьерами. Созданный Ринеке Декстрой видеопортрет юной балерины – дань уважения петербургскому искусству. 

К непростой истории Эрмитажа в XX в. отсылает работа Ясумаса Моримура, который воссоздал сцены с участием двух художников – Веры Малютиной и Василия Кучумова, запечатлевших в своих рисунках жизнь главного музея страны в годы блокады. И тоже об истории, но уже наших дней рассказывает украинский художник Борис Михайлов, один из ведущих фотографов бывшего Советского Союза. В ходе работы над своим новым проектом для биеннале «Театр военных действий. Второй акт, антракт» он посетил майдан и сделал снимки повседневной жизни людей за баррикадами. 

«Манифеста» – юным

Одна из задач биеннале – привлечь нового зрителя – того, для кого этот поход ознаменует первое прикосновение к современному искусству. На это нацелена и специальная образовательная программа, ориентированная на самых юных ее участников. Сегодня в нее уже вовлечено шесть университетов Санкт-Петербурга, которые еще до открытия «Манифесты 10» приняли в своих стенах проект «Как работает искусство», а также 12 школ , где художники провели мастер-классы «Арт-лаборатория». 

По словам организаторов, запланировано проведение восьми мастер-классов для людей с ограниченными возможностями, детей из детских домов, подростков из социальных центров и сообществ пожилых людей. Кроме того, более 20 школ из пяти районов забронировали экскурсии по «Манифесте 10» и творческие мастер-классы для более чем 2,5 тыс. школьников на сентябрь и октябрь.
Особый интерес к образовательной программе «Манифесты 10» выразил Василеостровский район, планирующий привести на биеннале более 10 тыс. школь­ников. 

В ближайшие выходные «Манифеста 10» приглашает ребят на мастер-классы «Раскрасим воскресенье!», где они будут рисовать, лепить и снимать видеофильмы. Первый мастер-класс состоится 29 июня с 12.00 до 15.00 на образовательной площадке Главного штаба. В дни работы биеннале будут проходить бесплатные экскурсии, к которым может присоединиться любой посетитель, имеющий билет в Эрмитаж.

Для «Манифесты 10» Санкт-Петербург был выбран потому, что он воплощает историческую связь двух частей Европы. Он восточный по географическому расположению и западноевропейский по духу. 

Традиционная европейская биеннале европейского искусства «Манифеста 10» пройдет с 28 июня по 31 октября 2014 г. Выставка станет ключевым событием Года культуры в России.

Видео: "ПД"

  • Текст
  • Марина Алексеева