Яндекс.Метрика
  • Олеся Гончарова

В Петербурге разлюбили пиво

Производство пива в последние годы сокращается, падает и потребление. Причины не только в строгих законах и популярности здорового образа жизни.

Производство пива в последние годы сокращается, падает и потребление. Причины не только в строгих законах и популярности здорового образа жизни. 

Объемы производства пива в Петербурге снижаются. За январь – август этого года в городе было произведено почти на 20% меньше пива, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты связывают снижение не только с ужес­точением государственного регулирования отрасли.

Ужесточая законы

Сегодня россияне потребляют 70 л пива на душу населения в год. Эта цифра уменьшается последние несколько лет, вместе с тем падают и объемы производства. За последние годы был принят ряд законов, регулирующих отрасль, – это запрет на рекламу алкогольных напитков, запрет на продажу в киосках, ограничение продаж по времени и т.д. Существенно вырос­ли акцизы на пиво – сегодня это 18 рублей с 1 л пива (для сравнения: в 2009 г. было 3 рубля).

Крупные пивоваренные компании связывают падение производства в первую очередь с перечисленными изменениями. В первом чтении этим летом был принят еще один законопроект, он ограничивает использование ПЭТ-тары, или попросту пластиковых бутылок, для алкогольной продукции, – он устанавливает максимально возможный для ПЭТ объем 0,5 л. Пивовары относятся к этой инициативе с опаской, прогнозируя дальнейшее снижение.

По мнению президента ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Исаака Шепса, этот закон напрямую отразится не только на самом пивоваренном бизнесе, но и на недавно построенных высокотехнологичных производствах органической химии и полимерных материалов, так как пивовары закупают около 20% всего выпускаемого в России полиэтилентерефталата.

«В 1985 г. приходилось 23-24 л пива на душу населения, это был не основной напиток среди упот­ребляемых. Водки, к слову сказать, тогда выпивали по 10 л на душу. Через 10 лет, в 1995 г., картина поменялась – выпивали по 15 л водки и 15 л пива. В тот момент как раз на российский рынок пришли западные компании, и к 2007 г. они нарастили объемы производства почти в 5,5 раза. Почему тогда был такой подъем? Потому что им был дан государством в руки фактически полный карт-бланш», – комментирует директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Объективные причины

Снижение производства и потреб­ления пива началось в 2008 г., но раньше кризиса – причин для этого было несколько. Во-первых, отмечает Вадим Дробиз, чистый маркетинг: рынок рос 12 лет, наращивая производство и двигаясь стремительными темпами вверх, – по всем законам цикличности должна была начаться обратная волна. После того как «ударил» кризис, многие перешли с пива на крепкие алкогольные напитки – такие тенденции характерны для всех кризисных периодов во всем мире. Еще одна причина – демографическая. «С 1990-го где-то по 2002 г. в России был демографический спад, а молодежь в возрасте 17-18 лет как раз выходит на рынок пива в качестве потребителей. То есть когда эти 17-18-летние подоспели, их оказалось в разы меньше, чем было до этого», – добавляет Вадим Дробиз.

Нельзя не учитывать и растущую популярность здорового образа жизни. Курить, пить пиво (как, впрочем, и крепкие алкогольные напитки) сегодня уже не так модно, как было раньше, а для молодежи это один из определяющих факторов. Эти тенденции косвенно улавливают и сами пивовары. Так, например, Исаак Шепс отмечает, что увеличивается спрос на пиво более высокого качества или рецептуры.

Мелкие растут

Между тем, по данным ЦИФРРА, пока снижается производство глобальных компаний на развитых пивных рынках во всем мире, российские средние и мелкие производители набирают обороты. По итогам 2013 г. небольшие российские компании, наоборот, удвоили свой объем. 

«Западные пивные компании сейчас сетуют на акцизы, и да, акцизы выросли с 2010 г. почти в 6 раз, но ведь до 2010 г. сумма ставки акциза в пиве была условной», – добавляет Вадим Дробиз. Хотя, по мнению эксперта, действующая ставка все-таки высока, в связи с чем растет нелегальный рынок пива.

Около 46% пива в России сегодня разливается в стеклянные бутылки, примерно 27% – в пластик, почти 22% – в алюминиевые банки и около 5% идет в розлив, такие данные приводит ЦИФРРА.

Закрыть