Яндекс.Метрика
  • Анна Муравьева

Владельцы пассажирских судов могут довести Неву до экологической инвазии

Больше половины всех случаев загрязнения рек и каналов города нефтепродуктами – на совести судов, которые заходят в воды Петербурга.

Больше половины всех случаев загрязнения рек и каналов города нефтепродуктами – на совести судов, которые заходят в воды Петербурга.

С начала навигации 2014 года аварийные службы 65 раз выезжали на места разливов нефтепродуктов на реках Петербурга. В половине случаев убирать пришлось не саму нефть, а обрабатывать пленки от нефтепродуктов.

"Это связано с теми водопользователями-организациями, которые эксплуатируют плавсредства на территории города и сбрасывают, где это возможно, льяльные воды вместе с отходами, что скап­ливаются на судах", - рассказал заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Иван Серебрицкий. 

Льяльные воды, то есть загрязненные нефтепродуктами, это еще полбеды. В реки и озера сливаются и сточные воды с пассажирских судов. Оба вида отходов должны собираться на борту, а затем утилизироваться на спецпричалах либо на судах комплексной переработки. Это по правилам. Но по факту - отходы оказываются в воде.

Директор  ФБУ "Балтийская дирекция по техническому обеспечению надзора на море" Валерий Зайцев, сославшись на материалы Роспотребнадздора, рассказал, что в период навигации 2013 года судами была сдана на спецпричалах 21 тыс. кубометров сточных вод.

"Были сделаны расчеты, в которых мы учли количество судов, которые работали на линии Валаам, Кижи, Москва, их пассажиро­вместимость, нормы сточных вод на одного пассажира. И получили цифру 76 тыс. кубометров. Даже если эти расчеты грубые, не может быть превышение в четыре раза", - считает Валерий Зайцев.

По его мнению, такой разброс в цифрах означает, что пароходы, избегая расходов, сбрасывают отработанную воду в Ладогу, из которой питается Нева - основной источник водоснабжения города. 

Нарушения выявляет и транспортная прокуратура. Претензии есть и к крупным пароходами, и к маломерным судам. Однако судовладельцы идут на нарушение не от хорошей жизни, уверен Евгений Зубарев, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов СПб.

"В начале навигации мы не можем найти ни одного судна, которое принимало бы отходы. Должна быть построена система, которая обеспечивала бы прием этих вод. За 30 перевалило число проверяющих организаций, но обеспечивающей - ни одной", - заявил он.

В такой ситуации, для судна, скорость которого 9 км/ч и  которое отправляют за 20-30 км, чтобы сдать загрязненную воду, слить ее "по тихому" в реку - слишком большое искушение.

Кроме того, в городе сейчас отсутствует система контроля за соблюдением требований по сдаче сточных и льяльных вод. К началу навигации 2015 года планируется возродить систему контроля и обеспечить владельцев судов возможностью заключать договора с частными или государственными судами комплексной переработки.

С апреля по октябрь 2014 года был зафиксирован 21 случай нефтеразлива на акватории Невы, 17 случаев - на акватории Фонтанки, 15 - на реке Мойка, 7 - на акватории канала Грибоедова и 5 - на Обводном канале.

За период навигации 2011 года было собрано 11 350 кг нефтеводяной смеси, в 2012 году - 16 350 кг, в 2013 году - 36650 кг.

По данным представителя научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства последствиями разлива нефтепродуктов являются не просто загрязнения, но экологическая инвазия, то есть глобальные природные изменения, которые вызывают существенные потери биологического разнообразия, представляют опасность для здоровья людей и экономики региона.

Закрыть