Яндекс.Метрика
  • Тайный советник/Елена Ожегова

Болеть в Петербурге стало слишком дорого

В петербургских аптеках провизоры меняют ценники с завидной регулярностью. Цены ползут вверх примерно с середины лета. Особенно заметно поднялась стоимость некогда дешевых препаратов, отпускавшихся без рецепта и пользовавшихся большим спросом.

Госдума на днях приняла в первом чтении поправки в закон «Об обращении лекарственных средств». Нововведения в том числе должны помочь сдерживанию роста цен на медикаменты. Это особенно актуально в свете последних событий — всего за несколько месяцев стоимость многих препаратов в петербургских аптеках подскочила на 20–30 процентов, а то и в несколько раз. «Тайный советник» выяснил, кто виноват в подорожании и как искать дешевые качественные лекарства.

Конец копеечным таблеткам

В петербургских аптеках провизоры меняют ценники с завидной регулярностью. Цены ползут вверх примерно с середины лета. Особенно заметно поднялась стоимость некогда дешевых препаратов, отпускавшихся без рецепта и пользовавшихся большим спросом. То, что стоило 15–20 рублей за упаковку, теперь обходится в 40–50 рублей.

Если сложить все расходы, то получится, что средний чек в аптеке всего за 3–4 месяца вырос на 150 рублей. Для пенсионеров — постоянных клиентов аптек — это существенная сумма.

Больше всего покупателей разочаровал «Нафтизин». Капли в нос прежде стоили в петербургских аптеках 5–6 рублей. А теперь за них просят 30–40 рублей — то есть в 6–7 раз больше. Показательно, что летом в России (а больше его нигде не делают, так как на Западе этот состав считают устаревшим) приостановили работу сразу несколько заводов, выпускавших препарат. Выпуск возобновился уже по новой цене. Производители и продавцы объясняют, что 5 рублей — это стоимость одного флакончика, а еще ведь надо окупить его содержимое и немного заработать всем, кто его делает, перевозит и реализует. Но неужели прежде капли продавались по бросовой цене в убыток фармацевтам?

«Тайный советник» опросил нескольких экспертов, руководителей аптек, представителей компаний дистрибьюторов и производителей лекарств о причинах резкого подорожания. Исходя из их мнений, можно выделить шесть основных причин роста цен на медикаменты:

1. Общая инфляция

К началу осени инфляция в стране составила около 8 процентов. Производители и продавцы лекарств закономерно подняли свои цены примерно на такую же величину. При этом стоит учитывать, что в Петербурге аптеки в среднем делают накрутку на товар 30–40 процентов. Чем востребованнее и дороже продукция, тем больше будет и наценка.

2. Изменение курса валют

Около 80 процентов лекарств и иных медицинских средств в наших аптеках — импортные, а оставшиеся 20 процентов также по большей части производятся из ввозимого в страну сырья. Неудивительно, что цены на медикаменты очень зависимы от курса рубля к доллару и евро. С лета рубль стабильно дешевеет, а все, что закупается за валюту, — дорожает. К тому же, по наблюдениям представителей российской ассоциации аптечных сетей, в Россию иностранные производители изначально продают свой товар по цене выше, чем для стран Европы, США и даже СНГ и БРИКС. В итоге одни и те же медикаменты могут стоить по-разному в Петербурге и в соседнем Хельсинки (причем в Финляндии они будут дешевле).

3. Удобная ситуация

И все же некоторые лекарства делаются в России и исключительно из отечественного сырья. Но и на них цены почему-то тоже подскочили. Взять для примера сборы лекарственных трав. Их стоимость также выросла, причем подчас в 2 раза. Но сбор трав никак не связан с курсом валют. Заведующий одной из аптек крупной сети Дмитрий Евгеньев считает, что некоторые производители и поставщики лекарственных препаратов просто воспользовались ситуацией. Если все дорожает, то почему бы и нам не поднять цены, решили они.

4. Сезонность

Традиционно осенью в простудный период поднимаются цены на препараты от ОРЗ, ОРВИ, насморка, гриппа, а также на витамины и иммуномодуляторы. И подорожание в пределах 10 процентов считается нормальным.

5. Регулирование цен на жизненно важные препараты

Государством устанавливается предельная стоимость жизненно важных медикаментов. В список таких лекарств входит порядка 500 препаратов. Продавцы не могут отпускать их со слишком большой наценкой. Но, желая заработать, аптеки распределяют потерянную выгоду от продажи таких медикаментов среди других товаров. И чем больше отстают регулируемые цены от реальных, тем больше приходится перекидывать на остальной ассортимент.

6. Ожидание новой системы госзакупок

В начале сентября на сайте Минпромторга был размещен проект нового законопроекта. Он предусматривает ограничение на участие иностранных лекарств в торгах, проводимых для нужд государственных и муниципальных организаций. Предполагается, что если в конкурсе будут соревноваться хотя бы два препарата, выпускаемые на территории Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан), то импортные аналоги уже не будут рассматриваться, независимо от их цены. Отечественные производители преуспели в выпуске простых препаратов. Стоят они недорого. Но теперь у них появился шанс хорошо продаваться через конкурсы.

И все было бы замечательно, если бы на местах не процветала коррупция. Некоторым чиновникам не принципиально, чем будут лечить пациентов больниц, гораздо важнее цена заказа. Ведь чем она выше, тем больше и сумма «отката». Это и порождает подорожание дешевых медикаментов. Производители готовятся к торгам и заранее хотят угодить тем, от кого зависит решение по контрактам.

Закон — полезный, но непредсказуемый

Поправки в закон «Об обращении лекарственных средств» позволят госорганам устанавливать предельные планки надбавок на все лекарства, продаваемые на территории России, а не только на жизненно важные. Это должно будет сдержать неконтролируемый рост цен.

Очевидно, что лекарства не могут стоить одинаково в Петербурге и на Камчатке хотя бы потому, что их доставка обойдется в разные суммы. Однако сейчас в пределах одного региона можно увидеть очень большой разброс цен, они подчас отличаются на 30 процентов в соседних аптеках. Итоговая стоимость препаратов зависит не только от отпускной цены, но и от жадности владельца аптеки. Госрегулирование должно сгладить эту проблему.

Предполагается, что цены на некоторые импортные товары будут устанавливаться с учетом их стоимости в других странах. Это умерит аппетиты западных производителей, наживающихся на российских покупателях. В остальных случаях будет учитываться общая инфляция и ситуация с производством конкретных препаратов.

Инициатива депутатов взять под контроль фармацевтический рынок заслуживает уважения. Однако итоговый результат может оказаться непредсказуем, как это произошло с попыткой регулирования производства и продажи препарата «Циклофосфан». Он используется при лечении онкологических заболеваний, производится в России, стоит сравнительно недорого (около 100 рублей) и при этом для многих пациентов является незаменимым.

После того, как государство установило на «Циклофосфан» отпускную цену 18 рублей, предприятия прекратили его выпуск, так как себестоимость медикамента составляет 27–28 рублей. В результате многие раковые больные остались без этого важнейшего лекарства, оно просто исчезло из продажи.

Закрыть