Ученые увидели рождение экзопланеты

Телескоп ALMA показал астрофизикам красоту зарождения экзопланет. Благодаря ему в двойной звездной системе найден поток газа и пыли, который направлен от внешнего диска к внутреннему.

Этот поток поддерживает меньший диск, который состоит из "стройматериала" для новой планеты. "Так как половина солнцеподобных звезд родилась в двойных системах, открытие будет иметь серьезное значение для науки об экзопланетах", - говорится в статье в журнале Nature.

Ученые во главе с Анной Дютрей из Астрофизической лаборатории в Бордо рассмотрели распределение пыли и газа в кратной звездной системе GG Tau-A. Эта система совсем молода - ей всего несколько миллионов лет. Она находится в 450 световых годах от Земли в созвездии Тельца.

Заинтересовал исследователей феномен  "колеса в колесе" в системе GG Tau-A. Внутренний диск постоянно теряет вещество под влиянием притяжения центральной звезды, но при этом до сих пор не исчез.

Вскоре исследователи обнаружили в области между внешним и внутренним дисками скопления газа и пыли и пришли к выводу, что внешний диск подпитывает материалом внутренний.

“Именно это обстоятельство объясняет роль внешнего диска в сохранении внутреннего в течение долгого времени. А это, в свою очередь, имеет определяющее значение для потенциального планетообразования”, - объяснила Анна Дютрей.

Отметим, планеты образуются из вещества, оставшегося после образования звезд. Для этого процесса необходимо наличие устойчивого околозвездного диска.

Если окажется, что наблюдаемый сейчас на ALMA процесс подпитки внутреннего диска веществом происходит и в других кратных звездных системах, это откроет для ученых множество новых мест, где можно искать экзопланеты.

“Почти половина всех солнцеподобных звезд родилась в двойных системах. Это означает, что мы нашли механизм, поддерживающий процесс образования планет, который приложим к многим звездам Млечного Пути. Наши наблюдения – большой шаг к пониманию процесса образования планет", - отметил соавтор работы Эммануэль Ди Фолько.