Яндекс.Метрика
  • Анна Муравьева

Не спящие в отелях: рост валют и банкротство турфирм сплотили российские семьи

Вторая волна путешествий обычно приходится на новогодние каникулы – оливье и советским комедиям россияне предпочитали скромное обаяние заграницы. В этом году все не так однозначно – эксперты отмечают резкое снижение спроса на путевки.

Новогодние праздники в этом году станут по-настоящему семейными. Чис­ло россиян, планирующих отдыхать за границей, сократилось на треть.

Укреплению родственных уз способствуют рост валют и память о летних банкротствах турфирм.

Новый год настает

Вторая волна путешествий обычно приходится на новогодние каникулы – оливье и советским комедиям россияне предпочитали скромное обаяние заграницы. В этом году все не так однозначно – эксперты отмечают резкое снижение спроса на путевки. И связывают его с ростом евро и доллара.

Небольшое снижение стои­мости валют в начале осени вы­звало легкое оживление на рынке – продажи незначительно, но вырос­ли. Такую зависимость отметили в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Сейчас же интерес к турпродуктам, которые предлагают фирмы, упал в среднем на 20‑30 %.

Исключение – Египет. "Из-за своей дешевизны он пользуется и сейчас популярнос­тью у покупателей", – рассказала "Петербургскому дневнику" исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Также очевидным образом на востребованности путевок сказалось и подорожание билетов на международные рейсы.

В этой статистике "неучтенными" остаются самостоятельные путешественники. Так, в сентябре 2014 г. туроператоры фиксировали существенный отток покупателей. Однако данные пограничников свидетельствуют, что граждане пересекали границу немногим меньше, чем обычно.

Лето 2014 г. запомнится российским туристам целой чередой банкротств турфирм. В результате отдых был испорчен прак­тически всем, кто приобретал путевки. Часть не улетели по уже оплаченным билетам, части пришлось доплачивать, чтобы вернуться на родину. И даже те, у кого все прошло гладко, изрядно понерв­ничали.

"Мы купили тур в Австрию и до последнего дня не знали, сможем ли улететь домой и оплатила ли компания наш ­отель в следующем городе. Дошло до того, что ночи не спали, планируя, как мы будем завершать наш отдых, если фирма вдруг прогорит", – рассказывает читательница "ПД" Анастасия.

Мытарства пострадавших продолжаются, они через суд пытаются вернуть деньги. "Турфирма "Море солнца" лишила нас отдыха в Праге. Она прекратила свою деятельность за три недели до нашей поездки. Как объяснили юристы, "Море солнца" не тур­оператор, а посредник. Нужно обращаться к туроператорам, указанным в договорах, и требовать возврата денег, в случае если человека отказываются отправить на отдых", – рассказала несостоявшаяся путешественница Мария К. 

Туроператор "Библио-Глобус" отказал ему в возврате средств. Выход один – идти в суд. "Пользоваться турфирмами больше не будем. Если ездить, то только дикарями. Наше доверие к туркомпаниям подорвано навсегда", – резюмирует Мария К. 

Ее история типична. Число пострадавших от банкротства турфирм исчисляется тысячами по всей стране.

Кто следующий?

"ПД" попросил экспертов сделать прогноз – возможно ли повторение подобной ситуации в дни зимних каникул. Самые осторожные отказались комментировать, сославшись на то, что и летом никто не мог предположить такой ситуации.

В Северо-Западном региональном отделении Российского союза туриндустрии не исключают вариант ухода с рынка некоторого числа туристических фирм. В ситуации падения туристичес­кого спроса обычно страдает средний сегмент индустрии путешествий. В их числе фирмы, которые предлагают поездки в Европу, Прибалтику, на горнолыжные курорты.

"Итоги зимнего сезона для них могут быть неудовлетворительными, и тогда они, возможно, примут решение покинуть рынок. Однако закрытие фирм, если оно и будет, скорее всего, произойдет после завершения сезона, а не в разгар его, как это было летом", – считает представитель СЗРО РСТ Павел Румянцев.

Более оптимистично смот­рят на ситуацию в Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм). "Тур­операторы изучили спрос и снизили количество турпродуктов на 25‑50 %. Произошли и внут­ренние изменения – сокращение персонала, компании переориентировались на предложения по отдыху внутри России. Это, на­деемся, поможет удержаться им на плаву", – заявила руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова.

По данным Ростуризма, на фоне падения спроса на путевки россияне продолжают активно обращаться в иностранные консульства с заявлениями на получение мультивиз.

Закрыть