Ученые: мужчины-курильщики рискуют больше женщин, убивая свои хромосомы

Как напоминают ученые, курильщики болеют различными формами рака в 1,5-2 раза чаще курильщиц, и "виновата" в этом именно Y-хромосома.

Шведские ученые предупреждают, что мужчины-курильщики уничтожают Y-хромосому. Как отмечают специалисты, эта хромосома есть только у мужчин, и ее утрата ослабляет иммунитет организма против раковых клеток.

Ученые обследовали 6 тысяч сильной половины жителей Швеции и выяснили, что курящие в три раза чаще лишаются Y-хромосом, чем некурящие. Поскольку эта хромосома является самой маленькой в геноме человека и не имеет принципиального значения для выживания клеток, обычно считается, что ее утрата не вредит организму. Однако в последние годы все больше фактов заставляет усомниться в этой точке зрения.

Выяснилось также, что воздействие содержащихся в табаке веществ на хромосомы зависит от дозы: чем больше сигарет курят мужчины, тем больше клеток крови лишается Y-хромосом. Однако этот процесс обратим — у тех, кто бросил курить, число дефевтивных клеток снизилось.

Данный коллектив ученых ранее выяснил, что исчезновение Y-хромосомы из кровяных телец повышает риск преждевременной смерти и сокращает продолжительность жизни в среднем на 5,5 лет, а также в четыре раза повышает риск заболевания раком.

Скорее всего, говорят специалисты, причина в том, что гены Y-хромосомы участвуют в подавлении злокачественных опухолей: ее утрата помогает раковым клеткам ускользать от иммунной системы.

Исследователь Ларс Форсберг выразил надежду, что их выводы помогут убедить курильщиков бросить свою привычку: «Результаты показывают, что курение может привести к потере Y-хромосомы и что этот процесс может быть обратимым. Мы обнаружили, что частота клеток с потерей Y-хромосомы не отличалась среди бывших курильщиков по сравнению с мужчинами, которые никогда не курили».