Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В Китайском дворце приступили к третьему этапу реставрации

Уже проведенные работы доказали, что наши мастера делали шедевры не хуже, чем французы.

В Китайском дворце приступили к третьему этапу реставрационных работ. Уже проведенные работы доказали, что наши мастера делали шедевры не хуже, чем французы.

Знаменитый Китайский дворец в Ораниенбауме был построен в стиле рококо для Екатерины II архитектором Антонио Ринальди в 1762‑1768 гг. Название он получил благодаря интерьерам, часть которых была выполнена в китайском стиле (шинуазри), что в то время считалось очень модным. Исключительность дворца в том, что он сохранил большую часть своего удивительного убранства (Ораниенбаум в годы Великой Отечественной войны фашистами захвачен не был). «Наш музей – это собрание подлинности», – подчеркивает генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая.

В этом дворце поражает все, начиная с паркета и заканчивая плафонами на потолке. Когда подроб­нее узнаешь историю дворца, понимаешь, насколько точно все было продумано его творцом. Антонио Ринальди создавал эскизы для всего декора помещений, включая наборный паркет, где использовано более 20 ценнейших пород дерева, и заканчивая мебелью, которая отличается особой изысканностью и простотой.

Рассказывают, что Екатерина II очень любила это место и приглашала сюда только самых близких друзей, с особой гордостью демонстрируя картины, посвященные победе в Русско-турецкой войне, и Стеклярусный кабинет – уникальный и самый известный дворцовый интерьер. Стены зала украшены 12 панно, на которых по основе из стекляруса шелком вышиты пейзажи тропических лесов и изображения фантастических птиц. Их общая площадь – 41 м2, всего использовано 2 млн трубочек стекляруса. Панно были настолько хороши, что некоторое время даже считалось, что их сделали во Франции. Однако это не так. Оказалось, что стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума М. В. Ломоносовым, а композиции вышиты русскими золотошвеями.

Стеклярусный кабинет стоит в одном ряду с Янтарной комнатой Большого дворца в Царском Селе с той лишь разницей, что стеклярусные панно – подлинник середины XVIII в. Этот кабинет, а также Большая антикамера, зал Муз и Голубая гостиная стали итогом первого этапа масштабной реставрации Китайского дворца, которая началась в 2009 г. Точку в первом этапе поставили открытые уже в нынешнем году Розовая гостиная и Гардеробная.

По словам заведующего филиалом «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф» Андрея Федорова, второй и третий этапы реставрации включают в себя работы в залах первого и второго этажей дворца. Их планируется открыть в 2016 г. «В 2017 г. мы отреставрируем Сиреневую гостиную, Малый и Большой китайские кабинеты, Малую антикамеру, Китайскую опочивальню, Туалетную, Портретную и кабинет Екатерины и полностью завершим реставрацию залов Китайского дворца», – рассказала Елена Кальницкая. 

Она также сообщила, что для продолжения реставрации Китайского дворца удалось найти инвесторов из Германии. Трехсторонний договор о сотрудничестве между ГМЗ «Петергоф», петербургскими реставраторами и немецкими компаньонами был подписан в конце ноября. 

«Этот проект спонсируют немецкие партнеры. Они, несмотря на все сложности международной обстановки, подписали договор с нами несколько недель назад, вчера пришли первые деньги. Мы благодарны им и рады сотрудничеству», – сказала Елена Кальницкая. Договор предполагает работы в трех залах Китайского дворца – Будуаре, кабинете Павла I и Штофной опочивальне, а также реставрацию интерьера Большого зала и Галереи.

В 2007 г. дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума (XVIII – начало XX в.) площадью 162 га, сохранившийся во время Великой Отечественной войны, вошел в состав ГМЗ «Петергоф».

Закрыть