В Топ-10 научных прорывов года попали кооперация роботов и клетки, лечащие диабет

Журнал Science опубликовал традиционную «десятку» научных прорывов года.

Лидирует в списке достижение науки и техники, открывающее новую страницу в космических исследованиях. Речь идет об успешной посадке на комету Чурюмова-Герасименко зонда Европейского космического агентства Розетта, уже успевшего передать на Землю уникальные снимки и первые научные данные.

Достижением 2014 года в эволюционной биологии признаны результаты масштабного морфологического исследования останков динозавров и ныне живущих птиц, которые свидетельствуют о том, что процесс эволюции птиц от динозавров сопровождался постепенным уменьшением размеров последних и истончением костей их конечностей.

Далее следуют работы, общая идея которых возвращает человечество на полтора столетия назад: кровь молодой особи омолаживает организм особи старой. В одном исследовании из крови молодых мышей был выделен фактор (GDF11), укрепляющий сердечную мышцу и стимулирующий рост нейронов головного мозга у старых мышей, в другом - плазма крови молодой мыши восстанавливала пространственную память у стареющей мыши.

Следующая веха 2014 года – кооперация роботов. В частности, было показано, как тысячи роботов – запрограммированных устройств размером с мелкую монету - действуют сообща, образуя заданные фигуры: квадраты, буквы и прочие двухмерные образования.

В этом же году были созданы первые крупномасштабные нейроморфные чипы, способные обрабатывать информацию подобно живому мозгу. В созданном компанией IBM чипе TrueNorth 5,4 миллиарда транзисторов – аналогов нейронов и 256 миллионов «синапсов», то есть соединений между ними. Это предшественник устройства, которое изменит характер выполнения компьютером сложных задач, имитируя действия мозга, который при одном только зрении интегрирует огромное количество данных.

В 2014 году была открыта древнейшая наскальная живопись – в пещере на индонезийском острове Сулавеси обнаружили образцы изобразительного искусства, которым не меньше 40 тысяч лет.

Седьмое - клетки, которые могут лечить диабет. Ученым удалось превратить эмбриональные стволовые клетки в клетки, похожие на бета-клетки иммунного механизма, особенно важные при борьбе с сахарным диабетом первого типа.

Еще одно открытие - манипулирование воспоминаниями. Специалисты научились управлять конкретными фрагментами памяти на опытах с грызунами, переключая мозговую деятельность мышей с помощью световых лазерных лучей. В этом году светилам науки удалось изменить фактическое эмоциональное восприятие воспоминаний, превращая плохие моменты из жизни в хорошие и наоборот.

Девятое - миниатюрные спутники серии Cubesat. Такие кубики площадью стороны не более 10 кв. см десять лет назад работали просто в качестве учебного пособия для студентов в лабораториях, а в этом году рекордное количество этих десятисантиметровых ящиков вышли в открытый космос.

Кроме того, ученым удалось составить генетический алфавит. Вся жизнь на Земле, как мы знаем, кодируется из генетической информации, используя четыре буквы ДНК: А, Т, G и C. В этом году ученые добавили к ним еще две - X и Y. Исследователи создали новые базы ДНК в лаборатории, расширяющие генетический код жизни и открывающие дверь в создание новых видов микроорганизмов. Таким образом ученые надеются кодировать с помощью своей искусственной ДНК белки, которых нет в природе, но которые бы очень могли помочь в лечении неизлечимых болезней.