Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Иерей Александр Ежов: Покровский храм на Боровой может встать в одном ряду с Казанским собором

О первых шагах в возрождении Покровского храма на Боровой, смысле страданий в жизни каждого человека и помощи, которая всегда рядом, "Петербургскому дневнику" рассказал иерей Александр Ежов.

"Петербургский дневник": Отец Александр, расскажите о возникновении Покровского храма – в Петербурге это обычно связано с именами настоящих подвижников веры.

Иерей Александр Ежов: Наш храм возведен по инициативе совершенно удивительного человека, петербуржца, одного из членов Петербургского братства Пресвятой Богородицы протоиерея Сергия Слепяна.

Будучи иудеем, он, тем не менее, крестился и стал священником, первым устроителем, настоятелем нашего храма и довольно известным благотворителем.

Уважение к отцу Сергию в Петербурге было примерно таким же, как и почитание святого праведного Иоанна Кронштадского. Сам факт того, что он умер прямо во время божественной литургии при пении молитвы "Отче наш", уже говорит о многом. На похороны собралось более 30 тысяч человек - для Петербурга того времени это немалое количество, что подтверждает глубокую симпатию. Когда у братства возникла потребность в собственном храме, Сергий Слепян отдал участок своей земли на Боровой улице под строительство. По проекту епархиального архитектора Николая Никонова был в 1890 году заложен красивейший храм Северной столицы, и спустя 7 лет уже был освящен верхний придел. Девятиглавая Покровская церковь с высокой шатровой колокольней была уникальным миссионерским центром.

Само служение храма было особенным и связано с судьбой отца Сергия. Здесь совершалось воцерковление людей, обращавшихся к православию из разных вер: иудаизма, протестантизма и даже мусульманства.

За почти 120 лет существования храм прошел через очень сложные времена… Внешний вид начал меняться после революции. Храм был закрыт в 1936 году и первоначально передан Управлению по делам искусств, здание было перестроено. Церковь действительно очень пострадала и дошла до наших дней обезглавленной и лишенной большинства своих украшений, полностью разобрана колокольня. Майоликовый иконостас также не сохранился, но мы не теряем надежду найти хоть какую-то информацию о том, где он может находиться.

После кладовой Худфонда в помещении почти 20 лет находилось объединение баптистов, которое съехало лишь в 2012 году. 11 августа 2012 года в Покровском храме после 77 лет забвения была совершена первая божественная литургия.

"Петербургский дневник": Когда начнется восстановление святыни?

Иерей Александр Ежов: Покровская церковь на Боровой является уникальным памятником архитектуры федерального значения. Сейчас мы подготавливаем пакет документов, чтобы войти в программу по восстановлению памятников. За минувшие три года силами прихожан, благотворителей и епархии мы уже привели в относительный порядок внутреннее убранство храма, но внешне он все еще выглядит удручающе. Помощь приходит и от почитателей преподобного Антония – после возвращения храма епархии мы являемся подворьем одного их старейших монастырей Северной Руси - Антониево-Дымского мужского монастыря.

Конечно, мы очень надеемся на содействие правительства в восстановлении храма - работы предстоят очень масштабные.

Покровский храм на Боровой – это одна из жемчужин, которая достойно встанет в ряду с такими памятниками архитектуры, как Спас на Крови, Казанский собор, ничуть не уступая им по значимости и красоте.

"Петербургский дневник": Кто является небесным покровителем храма?

Иерей Александр Ежов: Сам храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а нижний придел - в честь святого Вонифатия- раннехристианского мученика, пострадавшего за веру в 3 веке в Риме. Святой Вонифатий считается покровителем всех людей, желающих избавиться от зависимостей, пьянства, алкоголизма.

"Петербургский дневник":Многие святые – мученики, пришедшие к Богу через страдания. Есть мнение, что люди приходят в церковь из-за страха смерти, болезней, сложностей, и само православие из-за этого может ассоциироваться со страданиями. 

Иерей Александр Ежов: Конечно, много людей приходит через лишения и скорби. Как говорится, гром не грянет - мужик не перекрестится. Но люди приходят и совершенно по другой причине – в поисках Бога, в поисках радости истины, полноты любви, которую дать может только Бог.

Основа нашей веры, православия, - сделать человека счастливым. А что такое счастье? Это возможность любить и быть любимым, в полноте и взаимности. Бог любит нас всех без исключения, а насколько мы любим – зависит от нас.

Разве любовь - это страдание? Да, страдания. Разве это лишения? Да, это лишения. Любовь это и жертвенность, но в тоже время это и великая радость. Без страданий мы не поймем, что такое счастье. В радости человек реже ищет Бога. Но это не значит, что Бог нас специально заставляет страдать, мы сами по своей греховности натыкаемся на испытания.

Многие незнающие нашей веры говорят: "да вы, православные, ненормальные, у вас каждый день праздник". Разве же у нас религия страдания? У нас религия радости, религия любви. После страданий всегда наступает радость, как после смерти наступает воскресение. Мы, христиане, по своей вере – ненормальные оптимисты. Зная, что мы умрем, мы знаем, что воскреснем. И мы надеемся, что мы воскреснем вместе с Богом.

Закрыть