Яндекс.Метрика

Иерей Богдан Полевой: по вере чудо и дается

О настоящем чуде, происходящем и поныне, и об истории удивительного петербургского храма во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость (с грошиками)" и судьбе Матроны Босоножки рассказывает иерей Богдан Полевой.

О настоящем чуде, происходящем и поныне, и об истории удивительного петербургского храма во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость (с грошиками)" и судьбе Матроны Босоножки рассказывает иерей Богдан Полевой – настоятель храма во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость (с грошиками)", сотрудник молодежного отдела Тихвинской епархии.

"Петербургский дневник": Как возник храмовый комплекс на берегу Невы?

Иерей Богдан Полевой: Сам комплекс является для города уникальным. Здесь находятся две святыни, дорогие для сердца петербуржца. Первой из них место обязано своим существованием – икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость (с грошиками)". Ее история – история чуда.

До 1888 года здесь, на нынешнем проспекте Обуховской Обороны, размещалась маленькая часовня, особо никому не известная, да и никакими архитектурными формами она не выделялась. Таких деревянных часовен на Руси было десятки тысяч, может быть, и больше. 

Рядом располагались здания стекольного завода, и работяги по пути заходили в часовню попросить кто о чем. Так все и оставалось, пока 5 августа 1888 года не произошло чудесное событие, положившее начало славе и богатой истории храмового комплекса на берегу Невы.

В этот день была гроза, что в Петербурге не редкость. Молния попала в часовню, и здание выгорело практически дотла. В огне погибло все, что находилось здесь, кроме одной-единственной святыни – это был список иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Надо заметить, что в те времена не было никаких технических достижений, и иконы "копировались" вручную на натуральном дереве. Так вот, икона не только не пострадала от пожара, она, по свидетельству очевидцев, наоборот, просияла, ее внешний облик как будто обновился.

Единственные последствия от пожара – это появление на ней монеток. Рядом с иконой стояла кружка с пожертвованиями, и к иконе прилипли грошики. Отсюда и название – "Всех Скорбящих Радость (с грошиками)". Естественно, весть о чуде – воссиявшей нетронутой деревянной иконе на пепелище – разошлась по городу. 

Часовню быстро восстановили, и люди со всех концов города и окраин стали приходить посмотреть на чудо чудное, диво дивное – это что же за икона такая? Стали молиться,  и уже явленное чудо продолжилось в жизнях обращавшихся с просьбами. Чудеса не в том понимании, как у нас сейчас. Все очень ищут и хотят чуда, принимая за него буквально все: изжога прошла, мозоль не болит. Таковы люди: нам очень хочется подтверждения божественного материальными вещами, тем самым мы уже нивелировали само понятие чуда. 

Тогда же стали происходить действительно чудеса, то есть те вещи, которые явно невозможны без вмешательства божественной силы. Это исцеления и отклики на молитвы людей перед этой иконой. Ввиду массовости происходящего святыню вскоре причисляют к списку чудотворных икон. 

Икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость (с грошиками)" – первая и на сегодняшний день единственная чудотворная икона наша родная, петербургская. Это чудо, которое произошло именно у нас. Патриарх Алексий ll даже предлагал дать ей второе название – Икона Божией Матери Санкт-Петербургская.

 В связи с чудесным событием принимается решение строить храм, и в 1898 году был освящен его главный престол во имя Божьей Матери.  

Архитектурные и инженерные решения при строительстве здания были удивительно продуманы, получился настоящий красавец – мощный, громадный. На месте деревянной часовни строят каменную – именно она сегодня и сохранилась.  

Весь комплекс состоял из храма, часовни, дом причта – в те времена это был социальный центр с воскресной школой, ночлежкой для бедных, медицинской службой. Автором комплекса выступил известный в Петербурге архитектор фон Гоген. Построенный храм был лучшим в городе образцом русского шатрового стиля, поистине вершиной его творчества. Этот же архитектор построил музей Суворова и многие другие здания Северной столицы.

Сегодня, как мы видим, храма уже нет, осталась только часовня. 

В 1933 году принято решение храм уничтожить, он был взорван. Из обломков и оставшихся после взрыва материалов строят ДК "Невский", действующий и по сей день. Никаких объективных причин не было – храм никому не мешал, здесь не собирались строить никакие магистрали, и, в конце концов, в нем просто могли бы разместить какое-то учреждение. Единственное объяснение этого поступка – конечно же, борьба с верой. Храм с чудотворной иконой был религиозным центром района, здесь кипела духовная, социальная жизнь, и было решено устранить ее на корню.

Часовню не разрушают: сносят купола и кресты, из здания делают филиал завода различных резиновых изделий – матрасов и прочих принадлежностей. Фундамент храма закапывают и ровняют с землей. Чудотворную икону прихожане спасают, прячут у себя и позже передают в соседний храм Кулич и Пасха, где она находится и сегодня.

В 1991 году часовню возвращают епархии, и начинаются восстановительные работы. Здание действительно громадное для часовни, и было принято решение сделать из него по функциональности храм – обустроить алтарь, чтобы была возможность служить Божественную литургию. Сейчас в часовне стоят иконостас, престол, хотя исторически этого не было. После наведения  здесь какого-то порядка  встает вопрос о восстановлении храма. 

"Петербургский дневник": Как проходят восстановительные работы?

Иерей Богдан Полевой: Храм был поистине грандиозным  и красивейшим сооружением, и было бы печально и обидно даже не попытаться это сделать. В процессе мы встретились и встречаемся с массой сложностей. В 1950-е годы через храм и часовню под землей прорыли большой городской центральный коллектор. Это не просто канализационная труба, это трехметровая огромная магистраль, перенести которую очень и очень сложно. Вероятно, мы давно бы уже начали своими силами по кирпичику что-то возрождать, если бы не коллектор. Расчет на грузах показал, что если воссоздать храм – он продавит коллектор. Это была одна из самых сложных и невидимых, трудоемких задач, которая нам все-таки почти удалась.

Я надеюсь, что уже в течение этого  месяца начнутся работы по переносу подземной магистрали. Очень энергозатратная, масштабная и – самое главное – нетипичная процедура, которая организована благодаря сотрудничеству правительства Санкт-Петербурга, "Водоканала", меценатов – людей, кому небезразлична судьба храма. По стоимости это, пожалуй, половина от стоимости самого храма. 

Радует, что фундамент за прошедшие десятилетия сохранился в прекрасном виде – если не пять с плюсом, то уж четверку поставить точно можно. На некоторых проемах даже сохранились деревянные дверные коробки. Воссоздание будет проходить по исторической  технологии – кирпичная кладка на существующий фундамент. В этом году с Божьей помощью мы надеемся завершить вопрос с переносом коллектора и согласование предпроектной стадии, формирование и расширение земельного участка – чтобы облагородить парковую зону и создать единый красивый комплекс. Если все складывается – самый оптимистичный сценарий говорит о том, что в конце года подключится техника и начнется воссоздание стен. С 2017 года – внутренняя отделка храма.

Вопрос с возвращением нашей святыни – иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость (с грошиками)" мы надеемся решить к августу, к дню совершения чуда – для этого все готово. 

Подытожив, можно сказать, что процесс восстановления идет полным ходом, и храмовый комплекс на берегу Невы  будет поистине украшением Невского района. 

"Петербургский дневник": Расскажите, пожалуйста, о второй святыне храма.

Иерей Богдан Полевой: Вторая святыня – почитаемое в народе место погребения Матроны Босоножки, да и вся ее жизнь, связанная с этим храмом. А жизнь была удивительной. Для петербуржцев будет понятна параллель с Ксенией Блаженной – это очень похожие судьбы с разницей в 150 лет. Сложный путь до зрелого возраста и остаток жизни после смерти мужа – порядка 30 лет в служении Богу.

Матронушка взяла на себя нелегкий и не всегда понятный подвиг юродства – особенную форму служения. Босая зимой и летом, в легком белом одеянии, с посохом в руках, она часто молилась у Скорбященской часовни, а свое мизерное содержание раздавала солдатам. За это Господь даровал ей прозорливость, умение помогать людям и советовать, как поступить в тех или иных делах.

К Матроне приезжали совершено разные люди, она всех принимала, обо всех молилась. После прославления иконы в храме часто бывала императорская семья, и для простых работяг, и для людей со званием это было очень популярным местом. При ее жизни огромное количество людей получали просимое, в день Матрона принимала до тысячи человек. 

В день ее погребения в 1911 году у храма собралось огромное количество людей, по словам очевидцев, было ощущение, что  здесь собралось пол-Петербурга. 

Это был удивительный человек, который своей святой жизнью снискал любовь и уважение горожан. Матрона была похоронена здесь, на территории храма. В советские годы могилу пытались скрыть, надгробье разломали. В 1990-е годы захоронение после долгих поисков все-таки нашли. 

Поток людей, идущих к месту упокоения матушки Матроны, с проблемами и реже с радостями – уж так мы устроены – не иссякает почти никогда. Даже в самый непогожий день здесь ставят свечи, пишут списки, как у Ксении Петербургской, а потом через какое-то время эти же люди возвращаются с благодарностью. Я как священник неоднократно становился свидетелем того, как люди с последней стадией онкологии приходили через месяц-два, падали на колени – человек полностью здоров. По вере чудо и дается.

У многих святых очень тяжелая земная судьба. Складывается ощущение, что, чтобы стать духовнее и ближе к Богу, нужно пройти через массу страданий и боли. Даже слышала от православных верующих фразу "скорбеть – это очень полезно".

Да, тут все очень сложно, ощущение, что без серьезного напряга в Царство Небесное не войдешь. Но это не совсем верно. Если мы открываем список святых, то видим – есть мученики, святители, преподобные. Мученики уподобились звания святых, приняв мученическую кончину. Часто именно они на слуху, это наиболее вдохновляющий пример горячей любви к Богу. Но есть достаточно большое количество людей – такие, как святитель Василий Великий, Иоанн Златоуст, которые были канонизированы за свои великие труды.

Федор Ушаков был причислен к лику святых, и его за веру не мучили. Честность, жизнь как мирянина в соответствии с учением Христа – это было настолько ярко, что церковь канонизировала его как святого праведного человека. Благодатная, мирная, спокойная жизнь. Собственно, именно этого мы в молитве и просим. Есть такая молитва, где просим последние дни и минуты спокойные, всем мирно прожить и завершить свой путь благодатно. 

Сам Господь не пришел на землю страдать ради страдания. Мученики первых веков христианства – это были именно мученики за веру, они не отказывались от нее и принимали мучения, это действительно так. Но это не значит, что страдания являются самоцелью христианина. Самоцель – это рост, духовное развитие, и оно вполне может быть и даже должно быть сопряжено с радостью, спокойствием, умиротворением, с тем, чтобы дарить эту радость и любовь окружающим. Каждый сам выбирает путь достижения конечной цели, но путь, когда все в скорбях, носить на себе рубище – крайняя степень аскетики, к которой Господь нас не призывает. Если ситуация так поворачивается, что жизнь и мир требуют от тебя подвига как от христианина, то да – я христианин и я не отступлю. Но в обычное время нас призывают приносить пользу обществу, растить детей в радости и мире, идти по улице, улыбаться и быть нормальным человеком, так, чтобы все видели – о, вот он – православный христианин, от него идет тепло и радость.

"Петербургский дневник": Вы довольно молодой настоятель храма. Бывают ли у вас выходные дни с обычным, мирским досугом?

Иерей Богдан Полевой: Конечно, я обычный человек, у меня есть семья, интересы. Должность настоятеля – она скорее административная. Помимо меня в храме еще два священника, по функционалу я такой же, как они, просто больше времени  трачу на управление. Неправильно смотреть на православного христианина и думать, что он отшельник. 

У нас есть прекрасный проект на епархиальном уровне – футбольная команда священнослужителей. И это не просто команда: пришли мужики с бородой и погоняли мяч. Это социальное служение, и оно нам в радость. Мы были и в колонии, где играли матч с заключенными. Показали, что мы нормальные живые люди, а не фантомы в рясе, что мы можем нормально поговорить, а не "постись, крестись, молись". Это располагает людей. Если говорить, например, о храме в Крестах, то там в воскресенье после нашего приезда сразу раза в два больше прихожан.  

Еще я люблю горные лыжи, просто обожаю кататься, я человек спортивный. Среди моих друзей и знакомых огромное количество обычных людей, которые, может быть, никак не связаны с церковью. Есть и те, кто вообще далеки от нее, но они от этого не являются для меня какими-то ущербными. Я ценю друзей за их человеческие качества. 

"Петербургский дневник": Не пытаетесь заманить в церковь?

Иерей Богдан Полевой: Не наша методика! Я живу прекрасной жизнью. Лучшая проповедь – собственная интересная, полная и духовная жизнь. Если они увидят это и зов души подскажет, что они хотят быть христианами, я буду только рад и помогу им в этом. 

Закрыть