Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

Николай Калинин: всегда готов выступить на защиту Родины

"Петербургский дневник" продолжает серию материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше

"Петербургский дневник" продолжает серию материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше. Каждая такая история – еще один штрих к пониманию того, как ковалась Победа и благодаря кому нашей стране удалось противостоять фашистскому агрессору. На этот раз о своем боевом пути рассказал подполковник в отставке Николай Андреевич Калинин, воевавший на 3-м Прибалтийском фронте. Ветеран ВОВ, ветеран внутренних войск, награжден орденом "Отечественной войны 2-й степени", медалью "За боевые заслуги", медалью "За Победу над Германией". Он родился 15 октября 1925 года в Алтайском крае, Калманском районе, в селе Калманка. Рос без родителей, воспитывался старшим братом.

"Петербургский дневник": Расскажите, как вы попали на фронт?

Николай Калинин: На фронт попал рядовым. В январе 1943 года был призван в армию. Сначала служил в Бийске, проходил курсы молодых бойцов. Но поскольку я в свои 18 лет был очень маленького роста (148 см) и весил 40 кг, и по росту для призыва в армию не подходил, а в армию тогда призывали при росте не ниже 150 см, на фронт меня сразу не отправили. Нас таким малорослых по Алтайскому краю набралось 900 человек. В августе, тех, которые успели подрасти, отправили на фронт. А нас в составе двух рот (300 человек) из Бийска отправили в Красноярск в школу младших авиаспециалистов.

По прибытии туда мы узнали, что школа расформирована и переведена в Абакан, куда нас сразу же и передислоцировали. Начались занятия в школе, и оказалось, что в силу своих физических данных, а я был в роте оружейников, не могу справиться с поставленными задачами. Тогда меня определили, как годного к нестроевой службе. Я попал в охрану авиационного завода. В основном в этой охране служили раненые военнослужащие. До марта 1944 года я пробыл в этой охране. А потом, когда мой рост стал подходить для строевой службы, меня направили в Омск в снайперскую роту и стали готовить как снайпера. Потом отправили снайпером на фронт.

"Петербургский дневник": Помните свой первый боевой выстрел?

Николай Калинин: Как снайпер, я не сделал ни единого выстрела. Когда мы прибыли на фронт, нас построили и начали распределять. Я тогда был в звании младшего сержанта. Мне в подчинение дали шесть человек и отправили на передовую. На передовой, в районе Пушкинских гор Псковской области, мы заменили бойцов, которые были в обороне, и заняли оборонительные позиции. А в первых боевых действиях я принял участие 23 июня 1944 года, в так называемом девятом сталинском ударе в районе Белоруссии. Наши подразделения были задействованы в отвлекающем маневре, чтобы немцы не смогли пройти в Белоруссию. Впереди пошли штрафники. За ними следом вглубь обороны противника мы. И в первой же атаке, в которую я пошел обычным пехотинцем, сзади и справа от меня метрах в десяти разорвался снаряд и осколок попал мне в ногу. И все, я отвоевался.

"Петербургский дневник": А страшно было в атаку идти?

Николай Калинин: Нет. Совершенно не страшно. Нас подняли в атаку - и мы пошли.

"Петербургский дневник":  Получается, на фронте после этого побывать вам уже не довелось?

Николай Калинин: После ранения я провел 2,5 месяца в госпитале. А потом наши войска пошли дальше. Госпиталя пошли за войсками, и меня перевели в батальон выздоравливающих во Пскове. Там я провел еще четыре месяца. На этом все мои боевые действия закончились.

"Петербургский дневник": А до призыва в армию, ведь война уже шла не первый год, если честно, было ли желание пойти воевать?

Николай Калинин: Нет. Это в фильмах любят показывать. В жизни все немного по-другому. Когда меня призвали в армию, я учился в 9 классе. Да и война от Сибири была далеко. Новости были очень обрывочные… Но о войне я услышал сразу же в 1941 году. Старшего брата сразу взяли на фронт. Он был шофером и его вместе с машиной сначала направили в Барнаул и затем рядовым на защиту Москвы. В 1943 году он был уволен по ранению и награжден орденом Красного знамени, что для рядового большая редкость. Прожил он до 86 лет.

"Петербургский дневник": А как потом складывалась ваша служба?

Николай Калинин: После батальона выздоравливающих мне предложили пойти на курсы младших лейтенантов в городе Остров Псковской области. Я дал согласие ,и с января 1945 по май я проходил эти курсы. После 9 мая в составе двух взводов нас посадили на поезд и отправили в Ленинград в Сертолово доучиваться уже на курсах младших лейтенантов Ленинградского фронта, который еще продолжал боевые действия в Курляндии. Там стояла 30-тысячная немецкая группировка. А в июне, после полного прекращения боевых действий в Курляндии, расформировали и курсы. Меня направили в 1-е дважды краснознаменное Ленинградское пехотное училище. Проучился я там три года и, получив звание лейтенанта, был направлен в Эстонию в 254-й гвардейский механизированный полк им. Александра Матросова. Там я продолжил службу в качестве командира взвода, причем того самого, в котором когда-то служил сам Матросов. А потом в полк приехали представители и начали вербовать офицеров в войска КГБ, потом они стали войска МВД. Так я снова оказался в Ленинграде. Это был 1948 год. И уже вся моя дальнейшая армейская жизнь была связана с этими войсками и Ленинградом. Закончил я службу в 1971 году по состоянию здоровья в звании майора. Когда вышел в отставку, получил подполковника.

"Петербургский дневник": А в Ленинграде вы конкретно где продолжили службу?

Николай Калинин: В специальной бригаде по охране государственных объектов. Тогда как раз начала развиваться атомная промышленность и стали появляться такие объекты. В частности одним из таких объектов был физико-технический институт (институт ядерной физики). Я уже был в звании капитана, когда меня отправили в этот институт на обеспечение охраны и безопасности особо важных лабораторий в Гатчине. Там я провел 9 лет: сначала заместителем коменданта, потом комендантом, затем спец-комендантом. Ходили мы в штатском для конспирации.

"Петербургский дневник": Прошел ровно год, как Крым присоединился к России. Ваше отношение к этому событию?

Николай Калинин: Я полностью поддерживаю.

"Петербургский дневник": Что вас беспокоит в современной жизни?

Николай Калинин: Состояние здоровья у меня не важное. А так ничего не беспокоит. Что касается политической ситуации, то я всецело поддерживаю и голосую обеими руками за то, что делает и руководство города, и правительство России, и наш президент. И всегда готов выступить на защиту Родины.

"Петербургский дневник": Как будете праздновать юбилей великой Победы?

Николай Калинин: Здоровье уже не позволяет куда-то выходить. Поэтому дома с супругой, двумя дочерьми и двумя внуками и правнуком.

Закрыть