Яндекс.Метрика
  • Олеся Гончарова

Формулу счастливого будущего выводят в Петербурге

В Петербурге завершается первый форум пространственного развития "Гармония многогранности". Три дня на его площадке эксперты из разных стран и регионов России - урбанисты, сити-менеджеры, представители власти, бизнеса и общественных организаций обсуждают, как должны развиваться современные мегаполисы, чтобы быть комфортными для жизни и оставаться при этом конкурентоспособными в экономике.

В Петербурге завершается первый форум пространственного развития "Гармония многогранности". Три дня на его площадке  эксперты из разных стран и регионов России - урбанисты, сити-менеджеры, представители власти, бизнеса и общественных организаций обсуждают, как должны  развиваться современные мегаполисы, чтобы быть комфортными для жизни и оставаться при этом конкурентоспособными в экономике.

Как отметил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, принимавший участие в одной из сессий форума, успешное развитие Северной столицы, как и всех крупнейших мегаполисов мира, сегодня возможно только при комплексном подходе, согласовании интересов разных отраслей экономики, социальных групп, бизнеса и власти.

У Петербурга есть долгосрочные цели, к которым город должен стремиться. Они закреплены в Стратегии-2030. Экономика знаний и качественная городская среда - одни из основных ее постулатов. Определены и территории, обладающие наибольшим потенциалом развития. Это Южная планировочная зона, территория Морского порта, Кронштадт, исторический центр города и прилегающий к нему "серый" промышленный пояс.

"Мы хорошо представляем себе куда нам идти, но не до конца осознаем как лучше и быстрее перейти от теории к практике, - заявил Георгий Полтавченко. - Петербургу сегодня необходимы новые инструменты формирования благоприятной городской среды, новые форматы управления развитием городских территорий".

Форум "Гармония многогранности" стал как раз той площадкой, где зарубежные гости из Китая, Великобритании, Швейцарии, Испании, США, Латвии, Армении и многих других стран, поделились своим опытом и технологиями пространственного развития.
Хотя в целом перед всеми крупнейшими городами мира сегодня стоят схожие вызовы, сценарии развития и "болевые точки" у каждого мегаполиса свои. Подходы к решению этих проблем тоже разные.

Так, например, Рига ставит демографические антирекорды - численность населения падает, а молодые и активные переезжают в Великобританию и Ирландию, говорит представитель Департамента городского развития г. Рига Армандса Крузе. Всего в Латвии проживают менее 2 млн человек, более половины из них - в столице. Основная задача на сегодняшний день, которая стоит перед местными властями - создать условия для того, чтобы начался обратный процесс и население  стало расти. Для этого, в частности, необходимо, чтобы в городе было больше возможностей для ведения бизнеса, т.к. это всегда новые рабочие места.ьПоэтому, по словм Круазе, власти Риги принялись за формирование центрального делового района.

В Лондоне ситуация противоположная. Численность населения здесь растет, но город плотно окружает "зеленый пояс", ограничивая возможности для нового строительства. Город будет развиваться "компактно". По словам Мадалины Урсу, представителя мэрии Лондона, это касается не только строительства и архитектуры, но и самого отношения к жизни в городе, уход от "потребительства". "Например, вместо того чтобы покупать стиральную машину, ее можно арендовать. А когда она сломается, компания, у которой вы ее брали в аренду, просто заменит нужные детали и вы ее получите обратно", - комментирует Мадалина Урсу.

Одна из основных проблем Петербурга - дисбаланс в развитии территорий. Активное жилищное строительство, которое в последние годы сместилось на периферию и в пригороды, опережает развитие  транспортной инфраструктуры и инженерии.

По словам Рубена Тертаряна, директора "Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга", инвестиции, вкладываемые в жилье и инфраструктуру в Северной столице несопоставимы. По прошлому году это 400 млрд рублей против 36 млрд, при этом если в жилье вкладываются частные инвесторы, то инфраструктура "ложится на плечи" города. Поэтому для дальнейшего роста необходимо четко понимать, как будет развиваться экономика, где появятся новые точки приложения труда, где необходима транспортная инфраструктура и так далее.

"Наша задача сегодня - смотреть за горизонт, понимать, что будет представлять из себя город через 10, 15, 20 лет, - отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов. - Тогда сегодняшние наши шаги будут более осмысленными, а развитие города - более концептуальным и направленным".

Нельзя не учитывать и тот факт,что на города, на жизнь и быт их жителей очень сильно влияют современные технологии, интернет. Так, например, реальностью стали беспилотные автомобили и общественный транспорт. По словам Луки Гуала, руководителя проектов по транспорту итальянской компании Systematica MLab, в Европе уже  проводятся испытания автобусов-беспилотников - пока для их внедрения нет законодательной базы, но это лишь вопрос времени.

Бурный рост заставляет пересмотреть подходы и к вопросам экологической безопасности, охраны окружающей среды.

Но главное, за что будут  бороться все мегаполисы будущего - это человеческий капитал. У Петербурга в этом плане есть исторические конкурентные преимущества - в городе учатся сотни тысяч студентов, мощный научный корпус, исследовательская база. 

"Петербург создавали лучшие умы, в городе был собран качественный интеллектуальный потенциал, - отметил Владимир Васильев, председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга, ректор Университета ИТМО. - И эти компетенции нужно развивать".

Закрыть