Яндекс.Метрика

В Петербурге император Александр III столкнулся с шестиметровым тираннозавром

Петербуржцев неприятно удивили изменения во дворе Мраморного дворца: напротив памятника "самому русскому" императору Александру III выросла шестиметровая скульптура китайской девочки верхом на тираннозавре.

Петербуржцев неприятно удивили изменения во дворе Мраморного дворца: прямо напротив памятника "самому русскому" императору Александру III выросла шестиметровая скульптура китайской девочки верхом на тираннозавре.

Такое молчаливое сравнение многие горожане посчитали неуместным и нахальным: практически нос к носу во дворе музея царя в шапке-кубанке столкнули с фиберглассовым "Первым всадником".  

"Скульптуры стоят прямо напротив друг друга – это как отражение в кривом зеркале. Всадницу на тираннозавре поставили там специально, для сравнения, для издевательства над Александром III", – уверены петербуржцы, пожаловавшиеся в "ПД".

Как рассказали в Русском музее, скульптура "Первый всадник" стоит во дворе Мраморного дворца уже несколько лет. Впервые ее показали в 2007 году в рамках ретроспективной выставки известной российской художественной группы АЕС+Ф.  

"Это была временная выставка. И тогда мысли о том, что экспонаты могут кого-то оскорбить, не было", – рассказал заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.

Вскоре художники уехали в Венецию представлять Россию на биеннале, а "Всадник" остался во дворе Мраморного дворца. Тогда скульптуру оградили деревянными конструкциями и закрыли от глаз посетителей. Открыть творчество современных художников заново решили около 2 недель назад, после обновления экспозиции Музея Людвига. Вместе с девочкой на тираннозавре в саду появились еще несколько скульптур современного искусства.  

"Понимаете, АЕС+Ф – одна из немногих российских групп, которая известна во всем мире. "Всадник" – это образец современного искусства. Никто ни на что не хотел намекать. Место выбрано абсолютно произвольно. Скульптура – часть небольшого ансамбля. Когда открывалась выставка, никто не жаловался. Людям нравилось", – добавил специалист.

То, что в пространстве Русского музея работы АЕС+Ф смотрятся уместно, считает и экс-директор музея "Эрарта", эксперт в области современного искусства Михаил Овчинников.

"Во-первых, как профессионал должен сказать, что группа АЕС+Ф имеет абсолютное признание в мире. Мы не говорим о том, нравятся нам их проекты или нет, – личное дело каждого. Но то, что они создают очень качественные вещи, – бесспорно", – считает он.

По словам эксперта, музей – это место, где и должны сталкиваться разные культурные пласты и устанавливаться культурный диалог. "Почему нас не смущает то, что, скажем, в Музее религии рядом выставляют артефакты разных конфессий, притом что в христианской церкви вы не встретите предметы, связанные с исламом или иудаизмом? – задался вопросом эксперт. – Эти правила не действуют в музее. Если мы начнем относиться к музеям как к сакральному пространству, тогда оттуда следует убрать все экспонаты".

Впрочем, повода для недовольства у горожан скоро не останется: в Русском музее обещают перенести скульптуру "Первый всадник" в другое место в ближайшее время, а Александр III останется на прежнем месте в одиночестве.

Отметим, около 2 лет назад в городе активно обсуждали перенос памятника царю-миротворцу на одну из главных площадей Петербурга, прежде Знаменскую, а с 1918 года – пл. Восстания. С такой инициативой выступили сами петербуржцы, однако против высказалось экспертное сообщество. Специалисты в области архитектуры, скульптуры, градостроительства посчитали перенос памятника нецелесообразным: демонтировать в таком случае пришлось бы обелиск "Городу-герою Ленинграду", который и заменил монумент царя.

У памятника "Миротворцу" Александру III сложилась непростая судьба. Работу Паоло Трубецкого, монументализированный гротеск, современники восприняли неоднозначно. Тогда и появились шуточные строки про комод, на котором стоит бегемот, на котором сидит обормот.

На Знаменской пл. памятник простоял 28 лет, до 1937 года. Затем долгие годы статуя находилась в запасниках Русского музея и только в 1994 году была установлена перед входом в Мраморный дворец.

Закрыть