Яндекс.Метрика
  • Анна Муравьева

Петербургский рынок требует защиты от монополистов

Ситуация, сложившаяся в Петербурге с монополией крупных торговых сетей, требует принятия федеральных законов, которые бы ограничили экспансию крупных игроков рынка, а также расширения полномочия антимонопольной службы. Поставщики продуктов и небольшие торговые сети хотят защиты от монополистов.

Ситуация, сложившаяся в Петербурге с монополией крупных торговых сетей, требует принятия федеральных законов, которые бы ограничили экспансию крупных игроков рынка, а также расширения полномочия антимонопольной службы. Поставщики продуктов и небольшие торговые сети хотят защиты от монополистов.

Со своими предложениями об изменении ситуации на рынке продовольственных товаров выступают представители компаний-поставщиков и средних и мелких розничных сетей.

Один за другим ликвидируются или перепродаются магазины небольших сетей. В прошлом году их закрылось восемь – например, магазины, объединенные под брендом “Диета 18”. В стадии закрытия сейчас находится еще несколько.

По данным управления Федеральной антимонопольной службы, в Санкт-Петербурге доля рынка розничных торговых сетей сейчас превысила 80%. 

Почти 71% рынка занимают пять ведущих торговых компаний – X5 Retail Group (бренды – "Пятерочка", "Перекресток"), "Лента", "О’кей", "Дикси" и "Интерторг" (бренды – "Семья", SPAR, "Идея").

Взаимоотношения крупных торговых сетей с поставщиками товаров, которые реализуются на прилавках магазинов и гипермаркетов, в частности регулируются федеральным законом о защите конкуренции. 

По мнению Александра Мышинского, генерального директора группы компаний “Реал”, тенденция такова, что небольшие магазины открываются вокруг больших и часто торгуют контрафактом. В этом залог их выживаемости.

“Мы знаем, чем они торгуют. Нам тоже предлагают и водку за 45 рублей, и апельсины без сертификатов. Например, мы хотели закупить для наших магазинов клубнику, но так и не нашли, где приобрести ее официально. Зато неофициально – пожалуйста”, – рассказал Александр Мышинский.

На таком фоне отмечается бурный рост числа крупных федеральных сетей в Санкт-Петербурге.

“Рынок настолько болен, что поставщики борются за магазины, которых все меньше, а условия все жестче”, – заявил Илья Пинский, член ассоциации торговых предприятий “Союз”.

По мнению участников процесса, рыночная сила сейчас на стороне сетей. Они могут позволить диктовать поставщику не только условия сотрудничества с ними, но и цены для остальных точек сбыта.

На месте разорившихся небольших магазинов открываются сетевые. “Чтобы разрушить монополию торговых сетей, необходимо сделать так, чтобы сети не видели выгоду в открытии новых торговых точек”, – заявил Ярослав Шклярский, председатель ассоциации торговых предприятий “Союз”.

С ним согласен и Александр Мышинский. “Необходимо ограничить экспансию федеральных сетей, чтобы дать возможность развиваться более мелким местным сетям”, – подчеркнул он. Этому может способствовать и законодательный запрет на размещение магазинов ближе определенного расстояния друг от друга. Правда, пока не очень понятно, какое расстояние между торговыми точками может быть заложено в нормы законопроекта и как быть с теми магазинами, которые уже открылись и работают.

Также владельцы средних и малых торговых сетей требуют максимальных штрафов для своих крупных конкурентов за нарушения антимонопольного законодательства.

Сейчас максимум, что может грозить компании, уличенной в навязывании условий договора, – это штраф в 5 млн рублей. Эта цифра не сопоставима даже с выручкой одного магазина за день. По информации экспертов, оборот одного гипермаркета в день может достигать до 20 млн рублей. “Что может испугать сети? Например, приостановка детальности на 90 дней. Пять миллионов штрафа – не страшно, а выручка за 3 месяца – это уже аргумент”, – считает Мария Тутарова, юрист ООО “Орими-трейд” (производство чая и кофе).

По словам депутата Законодательного собрания Петербурга Ирины Ивановой, для разрешения нынешних проблем с торговыми сетями необходимо инициировать изменения в федеральный закон, которые ограничили бы долю коллективного доминирования на рынке до 60%. “Действительно, сейчас существует ограничение – одна сеть не должна занимать более 25% доли рынка. Однако это положение нужно дополнить условием, которое ограничило до 60% ту долю рынка, которую занимают все крупные ритейлеры. Эту норму – 60% – необходимо закрепить в федеральных актах”, – отметила Ирина Иванова.

Закрыть