Яндекс.Метрика

С прицелом на интерактивное будущее

Операторы фиксированной связи развивают OTT-сервисы – собственные и партнерские.

Операторы фиксированной связи развивают OTT-сервисы – собственные и партнерские.

Российские сотовые операторы, по подсчетам J’son & Partners Consulting, в 2014 году недосчитались 2 % своих доходов из-за роста популярности OTT-сервисов – это своеобразные "наложенные" сервисы, предоставляемые сторонней компанией с использованием операторских сетей передачи данных. В относительных цифрах это не кажется чем-то катастрофическим, однако если перевести проценты в деньги, то получится 15-20 млрд рублей, что совсем не мало. Таким образом, начинает сбываться страшный сон мобильных операторов: они превращаются в "трубу" для перекачивания контента, инвестируют в развитие сетей, прибыль же получают те самые сторонние компании. 

Операторы фиксированной связи меньше говорят об угрозах со стороны OTT-сервисов, хотя опасность для них не меньше. В последнее время рынок платного телевидения рос достаточно серьезными темпами, однако активный приток новых абонентов, по прогнозам аналитиков, будет замедляться – обещанные 2 % в год не внушают сильного оптимизма. Замедляется и рост ARPU клиентов – именно это является проблемой, с которой надо бороться. 

И если большую часть попыток сотовых операторов перетащить одеяло OTT-сервисов на себя пока сложно назвать очень успешной, операторы фиксированной связи, пожалуй, сумели найти пути для решения этой проблемы. Один из них – так называемый операторский контент, выгодный и самим операторам, и их клиентам.  

Максим Элькин, руководитель направления отдела "Интерактивного ТВ" Департамента продуктов массового сегмента ОАО "Ростелеком", оценивает преимущества такого подхода для пользователя: "В первую очередь, это гарантированное высокое качество и легитимность предлагаемого контента, а также возможность делать эксклюзивные пакетные предложения, подписки и так далее. Приобретать контент от оператора выгодно и с точки зрения финансов: для нашего абонента контент, купленный у нас, обойдется дешевле, чем при покупке у сторонней компании. Мы стремимся предлагать максимально широкий выбор как каналов и технологий, так и моделей потребления контента. Одна из последних новинок – бесплатный сервис "Мультискрин", который объединяет до пяти экранов и позволяет на любом из них приобретать и просматривать контент".

Другие игроки рынка также делают ставку на максимально широкое предложение. Сергей Гусев, заместитель генерального директора и исполнительный директор в Санкт-Петербурге Управляющей организации АО "ЭР-Телеком Холдинг" рассказал, что "Дом.ru InterZet" предоставляет доступ к цифровому телевидению "Дом.ru TV" с помощью ТВ-приставки, CAM-модуля, бесплатного мобильного приложения на базе iOS или Android или на сайте tv.domru.ru. При этом пользователи услуги получают доступ не только к большому числу каналов, но и к контенту популярных-онлайн кинотеатров.

В будущем появятся и новые сервисы – например, предложение абоненту контента и сервисов на основе анализа профиля запросов абонента с помощью технологии Big Data, услуги в области Интернета вещей и так далее. 

Правда, для обеспечения функционирования подобных инноваций необходимо развивать сети, серьезно увеличивая их пропускную способность и обеспечивая бесперебойность. А это снова потребует весомых инвестиций в развитие, так что, вероятно, не все игроки смогут вписаться в новый мир. 

Максим Элькин, руководитель направления отдела "Интерактивного ТВ" Департамента продуктов массового сегмента ОАО "Ростелеком"

Никому из операторов невыгодно быть просто "трубой" по прокачке трафика. Поэтому операторы разрабатывают комплексные продукты, учитывающие интересы абонента, объединяя контент и технологии связи, как, например, услуга "Интерактивное ТВ" или дистрибуция цифрового контента с помощью собственных порталов, решений "видео-по-запросу" и др. Помимо генерации дополнительных доходов, это работает и на лояльность клиентской базы, "привязывает" абонента и стимулирует его как можно больше и дольше пользоваться услугами оператора.

Мы ожидаем очень стремительного развития сегмента операторского контента. Например, на рынке наблюдается снижение линейного телепросмотра и переход к альтернативным формам потребления ТВ- и видеоконтента. Абоненты уже не хотят зависеть от телепрограммы: хотят смотреть только то, что им нужно, когда удобно, ставить эфир на паузу, смотреть программы из архива и так далее. Операторы к этому должны быть готовы, поэтому "Ростелеком" разрабатывает различные OTT-решения и сервисы.

Сергей Гусев, исполнительный директор компании "Дом.ru InterZet"

Современное телевидение не ограничивается одной лишь картинкой, пусть и в формате высокой четкости, а представляет собой сплав ТВ и Интернета. Телевидение становится управляемым, интерактивным и индивидуальным. Популярность нелинейной модели телесмотрения набирает обороты, все большее число пользователей хотят потреблять видеоконтент с мобильных устройств и тогда, когда им это удобно. Такие сервисы, как catch-up, мультискрин, видеотека, которые уже доступны абонентам "Дом.ru InterZet", дают им эти возможности. Телеком-оператор "Дом.ru InterZet" сотрудничает с OTT-сервисами, предоставляя абонентам возможность покупки контента через свои устройства – ТВ-приставки. Таким образом, мы привлекаем новых абонентов и обеспечиваем качественную "последнюю милю" до квартиры пользователя, а ОТТ-сервисы предоставляют рейтинговый контент. При этом модель не исключает возможности доступа к собственному контенту оператора. Такая модель партнерских отношений позволяет и операторам связи, и ОТТ-сервисам развиваться.

Аналитики Ovum: в мире общие потери мобильных и фиксированных операторов из-за популярности VoIP-cервисов за период с 2012 по 2020 годы составят $479 млрд. Спасение – только во внедрении операторских OTT-сервисов.  

Закрыть