Яндекс.Метрика
  • Ольга Першина

Легче дышать не стало: как автомобили травят Петербург

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Петербурге по‑прежнему остается автотранспорт. Может ли ограничение въезда машин, не соответствующих экологическим стандартам, изменить ситуацию?

Несмотря на то что количество автомобилей в Санкт-Петербурге в последнее время стало сокращаться, горожанам легче дышать не стало. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха в городе по‑прежнему остается автотранспорт. Может ли ограничение въезда машин, не соответствующих экологическим стандартам, изменить ситуацию?

Последнее исследование Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности показало, что для петербуржцев уровень загрязнения атмосферного воздуха остается сегодня одним из приоритетных показателей качества жизни в городе. Более 10% всех обращений граждан, поступающих в комитет, касаются именно этой проблемы. Специалисты в свою очередь не скрывают, что Северной столице еще есть куда стремиться.

Тонны выбросов

В прошлом году в целом суммарный выброс вредных веществ от различных стационарных и передвижных источников загрязнения составил более 500 тыс. т. Самыми загрязненными оказались Выборгский, Кировский, Приморский и Невский районы. На них приходится 61% от всего объема выбросов. Лучше ситуация обстоит в Ломоносове, Кронштадтском, Адмиралтейском, Фрунзенском, Петродворцовом районах. В этом году специалисты комитета насчитали 35,5 тыс. стационарных источников выбросов, принадлежащих 1,2 тыс. предприятий, которые продолжают загрязнять воздух в городе.

Однако наибольший вклад в снижение качества атмосферного воздуха вносит автомобильный транспорт. Сегодня в Санкт-Петербурге открыты для проезда 320 городских магистралей. В прошлом году объем выбросов от автомобилей, проехавших по этим дорогам, составил 441 тыс. т. Кстати, по сравнению с 2013 г. уровень загрязнения от машин сократился в целом на 5 %: по оксиду углерода – на 10,7, по метану – на 11, по твердым веществам – на 14, по аммиаку – на 14 %. Такая тенденция связана в первую очередь с сокращением числа автомобилей на улицах Петербурга: легковых машин стало меньше на 70  473 единицы, грузовых – на 12  092 единицы. Однако кардинально это ситуацию не изменило. Расчетные данные 2014 г. позволили определить, что на 22 % всей городской территории на сегодняшний день наблюдается несоответствие стандартам качества воздуха.

Меньше транспорта

Для улучшения экологической ситуации существует достаточно простая формула: чем меньше сконцентрировано на одном участке транспорта, тем чище воздух. Однако в условиях мегаполиса этому правилу следовать крайне сложно. Одним из решений проблемы стало расширение магистралей и строительство развязок.

Как отметили в Комитете по природопользованию, показательным в этом плане стал Приморский район. После расширения Приморского пр. и строительства развязки в районе станции метро "Черная Речка" превышение максимально разовых концентраций по диоксиду и оксиду азота, оксиду углерода снизилось в 2 раза. Реконструкция Пискаревского пр. также позволила сократить площади концентрации загрязняющих веществ.

На уровень загрязнения влияет не только загруженность дорог, но и качество топлива, которое используется для транспорта. Специалисты комитета рассчитали изменения уровня загрязнения в центральной части города при поэтапном запрете въез­да в центр автотранспортных средств, не отвечающих требованиям Евро-3. Предполагается, что если сегодня 65% территории центральной части Северной столицы имеет превышение предельно допустимой концентрации по диоксиду азота, то к 2024 г. при введении ограничений аналогичный показатель не превысит 3%.

Экологический стандарт Евро-3 регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями. Он был введен Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций и ограничивает допустимый выброс в атмосферу углекислоты, оксида азота, углеводородов, оксида углерода и химических веществ. С 2008 г. все машины, произведенные в России или ввезенные в страну, должны соответствовать этим нормам. Однако такие изменения не касаются транспорта, который уже давно ездит по российским дорогам. Так, сегодня в Санкт-Петербурге не соответствует стандарту Евро-3 35% легковых автомобилей, 41 % грузовых автомобилей до 3,5 т и 39% более 3,5 т, 30% автобусов до 3,5 т и 19% более 3,5 т.

Ограничение по стандартам

Пока в Северной столице просчитывают эффект от повсеместного введения стандарта Евро-3, в Москве решили ограничить въезд грузового транспорта ниже стандартов Евро-2 и Евро-3 в зону МКАД. В Санкт-Петербурге такие инициативы не рассматриваются.

Как отметил председатель комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виктор Ложечко, в городе недостаточно развита транспортная инфраструктура, чтобы вводить ограничения на въезд. В случае если они появятся, жители столкнутся с транспортным коллапсом. Экологическую проблему может решить постепенный переход на транспорт на газовом топливе и переход на стандарт Евро-5.

"Для стимуляции такого перехода необходимо вводить налоговые льготы. Для тех, у кого автомобиль не соответствует стандарту, налог должен быть выше. Такие инициативы обсуждались", – рассказал Ложечко.

Председатель МЭОО "Зеленый фронт" Сергей Виноградов согласен с тем, что в первую очередь нужно разбираться не с количеством транспорта, а с его качеством. Сегодня в городе насчитывается большое количество автомобилей, в выбросах которых содержатся свинец и сера. Однако вывод таких машин за пределы центра города ситуацию не сильно изменит.

"От того что для транспорта, не соответствующего стандарту Евро-3, введут ограничения на въезд, количество выбросов не сократится, оно останется прежним. Достаточно посмотреть на розу ветров, и мы увидим, что все эти выбросы в итоге все равно будут над городом", – заметил он.

Впрочем, даже в таких условиях каждый может защитить свой организм от некачественного воздуха. По мнению Сергея Виноградова, для этого достаточно обладать информацией и уже самостоятельно принимать решение.

Например, важно знать, когда в городе бывают пики концентрации загрязняющих веществ, и на это время уезжать за город. При выборе жилья важно учитывать, какая экологическая ситуация в районе. Правильное питание помогает выводить из организма накопившиеся вредные элементы.

"Население сегодня не обладает достаточным объемом информации по этим вопросам, и важно заниматься ее распространением", – заключил он.

Закрыть