Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Буда Бадмаев: быть настоятелем петербургского дацана – большая ответственность и большое счастье

О подготовке к празднованию 100‑летия дацана Гунзэчойнэй, законах кармы и способе достижения бесконечного ­счастья рассказывает настоятель буддийского храма Буда Бадмаев.

О подготовке к празднованию 100‑летия дацана Гунзэчойнэй, законах кармы и способе достижения бесконечного ­счастья рассказывает настоятель буддийского храма Буда Бадмаев.

Строительство дацана началось в 1909 г., освящен 10 августа 1915 г. В главном алтаре установлена статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами.

"Петербургский дневник": В этом году дацан Гунзэчойнэй в центре внимания – скоро он отметит столетний юбилей. Как вы готовитесь к этому событию?

Буда Бадмаев: Сейчас мы очень активно готовимся к этому важному событию, к большому празднику готовится и весь город. Времени осталось не так много, ведь основные мероприятия пройдут уже в сентябре. Планируется открытие выставки в Петропавловской крепости, раскрывающей подробности становления буддизма в России, во многих музеях города будут проводиться отдельные мероприятия, посвященные буддизму и дацану.

Здесь в храме пройдет главный молебен – около 60 лам-настоятелей всех ведущих дацанов России соберутся на освящение столетия.

Готовим к празднику и само здание – реставрационные работы в дацане идут по графику, и мы очень надеемся успеть в срок. Но нужно понимать, что, когда мы касаемся такого тонкого инструмента, как реставрация, всегда могут появляться разные нюансы, новые элементы и открытия в ходе работ, которые заставляют корректировать их план.

Сейчас идут наружные работы, реставрация ограды, замена проводки. Леса уже сняты, и реставраторы заверили, что столетие храм встретит в прекрасном обновленном виде.

"Петербургский дневник": Какое самое яркое воспоминание за почти 20 лет вашего настоятельства в петербургском дацане?

Буда Бадмаев: Вы знаете, это большая ответственность и большое счастье – быть настоятелем этого храма, жить в Петербурге. Поэтому самое большое и яркое пятно в моей жизни – то, что я нахожусь в этом городе с удивительными духовными традициями. Он красив не только внешне, но и духовно. Я люблю гулять по городу, поражаюсь мудрости тех людей, которые его строили, создавали.

Несмотря на такое обилие потрясающих достопримечательностей, мое самое любимое мес­то в Петербурге – это все‑таки наш буддийский храм, и больше всего времени я провожу здесь. Я, наверное, просто уже не могу без него.

"Петербургский дневник": Как за эти годы менялись прихожане храма? Растет ли их коли­чество?

Буда Бадмаев: Конечно же, с каждым годом все больше людей приходят к нам в храм, среди них много буддистов, но не только. Обращаются и много людей других вер. И я понимаю, почему они идут – люди чувствуют помощь, поддержку. Буддизм не ставит себе задачу переманить к себе. Люди приходят, решают какие‑то свои вопросы и уходят.

В буддизме мы говорим о любви и сострадании ко всем живым существам, и для меня без разницы, какой человек религии. Если он пришел и ему нужна помощь – мы всегда ему поможем разговором, делом.

"Петербургский дневник": Особая часть в философии буддизма говорит и об особенностях физического здоровья, его укреплении. Как вы думаете, в чем духовный корень болезней?

Буда Бадмаев: Причины болезней, все, что касается физических недугов, у нас расписано очень четко. Мы считаем, что возникновение болезни неразрывно связано с сознанием, с мыслями. Если говорить конкретно из теории – это нарушение соотношений желчи, слизи и ветра в организме; по‑другому это можно назвать гневом, жаднос­тью и глупостью. Когда человек работает над своим сознанием, избавляется от злости благодаря любви и состраданию, отказывается от алчности, жадности, болезнь может отступать. Важно избавляться и от неведения – стремиться к пониманию явлений во внешнем и внутреннем мире.

"Петербургский дневник": Тот факт, что буддизм говорит о перерождении души в другом теле, не дает некоторое облегчение – то, что не успею в этой жизни, успею в одной из следующих?

Буда Бадмаев: Подход к этому очень непрос­той и послаблений в этой жизни никому не дает. Ведь я не знаю, в кого я перерожусь. Кому хочется стать букашкой в следующей жизни? У нас ведь тоже есть ады, демоны, голодные духи – никому не хочется с ними встречаться. Человек должен успеть сделать как можно больше добра, а для этого понять, что такое хорошо и что такое плохо. Для этого есть заповеди – "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" и так далее. Четыре действия речи, три – ума и три – тела. Получается десять заповедей.

"Петербургский дневник": Это очень созвучно христианским ценностям.

Буда Бадмаев: Ценности и заветы христианства и буддизма действительно очень похожи, если не сказать, что одинаковы. Это воспитание высокодуховной, нравственной личнос­ти, соблюдение норм, принятие на себя определенных обязательств. Мы одинаково стремимся к духовному идеалу.

Философия буддизма состоит в том, что человек должен на­учиться быть счастливым, сохранять ясное сознание и сострадательный ум и, конечно же, уметь помогать, быть полезным – этим наполняется смысл его жизни.

"Петербургский дневник": Популярное слово "карма", которое свободно используют в том числе люди, далекие от буддизма, – что оно на самом деле означает и может ли подпортить жизнь?

Буда Бадмаев: Это причинно-следственная связь, взаимозависимость явлений. Каждый человек живет не просто сам по себе. В мире все взаимосвязано со всем, каждый шаг ведет за собой следующий, отражается в жизнях других людей, в вашем будущем. Карма действительно бывает благая и неблагая – это зависит от совершенных нами дел. Например, если человек в прошлой жизни много убивал, эта жизнь будет короткая – все ранние смерти являются неслучайными явлениями. Допустим, я сломал ногу или получил какие‑то увечья. За что, ведь я ничего плохого не делал? Наверное, в прошлой жизни это чем‑то объясняется. Но это не значит, что теперь нужно всю жизнь страдать за прошлые ошибки. В каждую минуту можно что‑то изменить. Развитие любви и сострадания, добродетельные поступки могут увеличить жизнь, облегчить карму. Если у человека получается лечить, спасать от смерти – стоит именно этим и заняться. Есть сотни способов творить добро.

"Петербургский дневник": Вы говорили о том, что человек должен учиться быть счастливым. Так как же стать счастливым человеком?

Буда Бадмаев: Это настоящий труд. Один человек сам по себе не может этого достигнуть. Я думаю, что самая большая ценность буддизма – понять, что ты не один. На своих лекциях я говорю так: если вас отправить на необитаемый остров и предоставить там все ценности мира: последнюю марку автомобиля, шикарный телефон, золото и бриллианты, но только с маленькой оговоркой – вы там будете одни? Человек вдруг понимает, что вся гора золота и бриллиантов становится не дороже обыкновенного булыжника с мостовой: они никому не нужны.

Когда ты с людьми, когда ты им нужен, полезен, ты становишься счастливым человеком. Это и есть любовь и истинное сострадание. Отказавшись от эгоизма и принося другим людям пользу, человек точно будет счастлив.

Закрыть