Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

В Петербурге почтут память погибших на подлодке "Курск"

Двенадцатого августа 2000 г. во время учений Северного флота в Баренцевом море подлодка находилась на полигоне для выполнения учебной торпедной стрельбы. В установленное время атомоход не вышел на связь, а около полуночи в районе дислокации атомной подлодки был зафиксирован мощный взрыв.

Родственники погибших на АПЛ "Курск", члены правительства Санкт-Петербурга и депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, представители командования ВМФ РФ, ветераны-подводники, члены Санкт-Петербургского клуба подводников соберутся сегодня , чтобы почтить память героев, в Николо-Богоявленском морском кафедральном соборе и на Серафимовском кладбище, где захоронены 32 члена экипажа "Курска" вместе с командиром атомохода. Настоятель Чесменской церкви протоиерей Алексий Крылов отслужит заупокойную литию на мемориале памяти атомного подводного ракетного крейсера "Курск".

Память о моряках жива, за 15 лет мемориальные доски, памятники в честь жертвенного подвига подводников появились в разных городах России: Санкт-Петербурге, Мурманске, Воронеже, Севастополе, Волгограде, Северодвинске, Курске. Накануне годовщины трагедии в Центральной военно-морской библиотеке прошла презентация книги Софии Дудко "Помним всех поименно… Атомный подводный ракетный крейсер "Курск" К-141". Автор книги – мать погибшего старшего помощника командира капитана 2-го ранга Сергея Владимировича Дудко. Книга рассказывает о судьбах погибших моряков.

Атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" был спроектирован в Санкт-Петербурге одним из ведущих российских конструкторских бюро морской техники "Рубин". "Курск" был одним из лучших подводных кораблей Северного флота. По итогам соревнования за 1999 г.  АПРК К-141 "Курск" – лучший в 7-й дивизии КСФ.

Двенадцатого августа 2000 г. во время учений Северного флота в Баренцевом море подлодка находилась на полигоне для выполнения учебной торпедной стрельбы. В установленное время атомоход не вышел на связь, а около полуночи в районе дислокации атомной подлодки был зафиксирован мощный взрыв.

По результатам расследования, трагедия произошла из-за взрыва торпеды на борту подводного крейсера.

"На вооружение именно этих подводных лодок были приняты так называемые толстые торпеды. Они содержали больше горючего, за счет чего были "дальноходнее", до 50 км, – рассказал Игорь Курдин, председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан (запаса) 1-го ранга. – Изначально такие торпеды несли ядерные боеголовки и предназначались для уничтожения авианесущих групп кораблей противника. На тот момент уже существовали договоры о сокращении вооружений, и ядерные заряды заменили на обычные. Они утратили свое предназначение, но раз есть оружие – надо учиться им пользоваться. Экипаж должен был произвести пуск учебной торпеды без заряда. Впоследствии стало известно, что из за технического дефекта в партии торпед происходит утечка топлива, было решено отозвать все боевые экземпляры назад. А "Курск" должен был запустить учебную, потенциально неопасную. Из-за технического дефекта в торпеде произошел взрыв топлива, и этого оказалось достаточно, чтобы сдетонировал весь боекомплект".

На поиски пропавшей лодки была отправлена группа кораблей во главе с командующим Северным флотом Вячеславом Поповым. Подводный крейсер был обнаружен в 175 км от Североморска на глубине 108 м. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно-спасательной службы Северного флота. 

При первичном осмотре спускаемыми аппаратами выяснилось, что лодка буквально воткнулась в морское дно, а ее носовая часть сильно повреждена.

Экипаж планировалось эвакуировать с помощью автономных спасательных снарядов, но спасательные работы очень осложняло волнение моря около 5 баллов. Прибывшие в Североморск специалисты заявили, что воздуха на подлодке хватит всего на 5-6 дней.

Море немного успокоилось к 16 августа. Были предприняты попытки использовать глубоководный спасательный аппарат "Приз", но они оказались тщетными. Спустя еще несколько дней к месту трагедии прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5. Начался новый этап спасательной операции, в котором над решением задачи вместе с россиянами трудились норвежские и британские спасатели. К 21 августа одна из попыток попасть внутрь подлодки увенчалась успехом, норвежские водолазы вскрыли верхний спасательный люк и исследовали один из внутренних отсеков, который оказался полностью затоплен. Там же было обнаружено первое тело. Вечером начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа.

В соответствии с указом президента РФ все 118 находившихся на борту "Курска" моряков были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля капитану 1-го ранга Геннадию Лячину присвоено звание Героя Российской Федерации.

"Катастрофа "Курска" всколыхнула весь мир. Все сочувствовали морякам и их семьям. Эта трагедия внесла серьезные коррективы в подготовку спасателей и самих моряков. Если в мою молодость на флоте многие вещи замалчивались, то теперь даже кадетам рассказывают историю "Курска", учат, как вести себя в той или иной ситуации. Появились новые коллективные и индивидуальные спасательные средства, разработаны новые методики спасения экипажей, попавших в подобную ситуацию", – считает Евгений Никитин, председатель Совета ветеранов-подводников, полковник (запаса) медицинской службы.

Родные погибших офицеров и матросов после трагедии смогли получить квартиры и прописку в Санкт-Петербурге и вместе с ними – возможность посещать могилы своих близких, сообщили в Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга. В начале 2000-х гг. в Санкт-Петербурге проживало 10 семей погибших моряков, сейчас их уже около полусотни. Морская столица России приняла всех, кто хотел сюда перебраться. 

Президент Российской Федерации, правительство РФ и правительство Санкт-Петербурга выполнили все обещания по оказанию помощи семьям погибших подводников.

Закрыть