Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Склонные к экспериментам петербуржцы меняются квартирами и имуществом

Петербург всегда был восприимчив к новым веяниям. Поэтому не ­удивительно, что некоторые горожане, особенно молодые, склонные к эксперименту, пробуют путешествовать по-новому: в последнее время набирают популярность каучсерфинг и интернет-поиск попутчиков. Такие поездки обходятся намного дешевле, но те, кто на них решился, не защищены от рисков.

Одна из глобальных идей последнего времени, быстро обретающая популярность у нас в Петербурге, – это идея совместно пользоваться имуществом, жизненным пространством, товарами и услугами. 

Самый яркий пример, известный всем горожанам, – общественные велопарковки. Любой желающий за плату может воспользоваться велосипедом, а когда кататься надоест – просто поставить его на специально отведенную площадку. Это позволяет не покупать железного коня, который обычно мешает в прихожей или на балконе, а брать его напрокат, когда захочется. А если появится желание покататься в центре среди петербургских достопримечательностей, не придется тратить силы, накручивая лишние километры от дома и обратно. 

Жилье задаром

В то время как идея совместного использования велосипедов уже прижилась, другие подобные сервисы пока только набирают обороты. Так, среди петербуржцев постепенно становятся популярными каршеринг (carsharing), каучсерфинг (couchsurfing), система попутчиков и т. д. 

Каршеринг – это совместное использование автомобиля. Такой вид сервиса предполагает кратко­срочную аренду автомобиля с поминутной или почасовой оплатой и возможностью вернуть автомобиль в любой из пунктов обслуживания.

Каучсерфинг – это возможность бесплатно пожить в другом городе. Об этом договариваются в Интернете на одном из множества специализированных ресурсов, где у каждого пользователя есть определенный рейтинг (уровень доверия), который он зарабатывает, принимая у себя других пользователей. Оценивается обычно то, как встретили, насколько внимательно отнеслись к гостю, а также уровень комфорта и местоположение квартиры. Таким образом можно отдохнуть в какой‑нибудь европейской столице, заплатив практически только за дорогу (тоже, кстати, недорого, если воспользоваться одним из сервисов попутчиков) и еду. 

Правда, на месте взаимоотношения с принимающей стороной строятся по‑разному. Некоторые и накормят, и город покажут, а другие уложат спать на пол – и все. Тут уж как повезет. Однако каков привет, таков и ответ. В свой черед быть гостями неприветливые хозяева рискуют не встретить должного радушия. Пословица "Долг платежом красен" тут как нельзя кстати. 

"Люблю путешествовать, но денег особо никогда не было, поэтому когда открыл для себя такие вот поездки, после первого раза был вне себя от счастья, – рассказывает Сергей Р., начинающий каучсерфер из Петербурга. – Зарегистрировался сначала на одном из сайтов каучсерфинга. Честно говоря, не рассчитывал, что кто‑то согласится пустить к себе в квартиру пожить на недельку незнакомого субъекта, только что появившегося на сайте. Каково же было мое удивление, когда буквально на следующий день мне пришло письмо от некой Джейн из Финляндии, которая собралась в Петербург. Девушка написала мне, что готова пустить гостя на неделю, а сама в это время желала бы посетить Петербург. Так что мы фактически поменялись квартирами на 7 дней. И знаете что? Я согласился и в итоге чудесно провел время. Конечно, все это несколько непривычно и опасений возникало много, но мне повезло".

Несмотря на определенный риск, петербуржцы все чаще задаются вопросом: ехать отдыхать по привычной путевке или попробовать отдохнуть по-своему, что называется, "дикарем", но на современный манер?

Выбор такого своеобразного вида отдыха оказывает влияние и на туриндустрию, перетягивая часть клиентов у онлайн-сервисов, занимающихся продажей туруслуг.

"Сегодня, бесспорно, самостоятельный туризм становится все более популярным среди россиян разных возрастов. Но в статистическом отношении продажи турпродуктов через туристские фирмы пока все же лидируют. По разным оценкам, доля продаж туристских услуг через онлайн-сервисы составляет от 25 до 40 % рынка. В будущем мы, вероятно, придем к соотношению 50  на 50 – скажем, в Европе был период, когда онлайн-продажи туруслуг лидировали и достигали 70 %, а потом клиенты начали по разным причинам возвращаться к туроператорам и тур­агентам", – пояснил ситуацию заместитель директора по коммуникациям и международным проектам Северо-Западного отделения Российского союза туристской индустрии Павел Румянцев.

По его словам, каучсерфинг сегодня составляет конкуренцию не традиционному туристскому бизнесу, а как раз сервисам онлайн-бронирования оте­лей. "Все‑таки слишком разная целевая аудитория: любители путешествовать в составе тургрупп вряд ли предпочтут совместное проживание с хозяином жилья", – уверен Павел Румянцев. 

Вместе дешевле

Однако те петербуржцы, которые все же решили пожить на отдыхе бесплатно, иногда экономят и на дороге – с помощью сервисов попутчиков. Сайты с такими предложениями немного напоминают социальные сети: люди создают аккаунт и ставят приветливую фотографию, после чего начинают подбирать себе водителя или попутчика. То есть, если вы собрались, скажем, в Москву, необходимо найти водителя, который едет в столицу или проезжает через нее. Каждый водитель указывает сумму, которую рассчитывает получить с пассажира, и дополнительные условия (можно ли курить в автомобиле, хочет ли водитель разговаривать с вами на пути всего следования и прочее). Чаще всего пассажир в таком путешествии берет на себя лишь расходы на бензин, все прочие нюансы – на усмотрение хозяина машины.

На свой страх и риск

Идеи, лежащие в основе таких сервисов, казалось бы, должны принести людям только пользу, сблизить их, снизив при этом экономические затраты. 

Но не всегда все идет по плану, так как для решивших воспользоваться таким сервисом единственная гарантия, что их не обманут, – это призрачный электронный рейтинг.

"Договорились на одном из сайтов попутчиков с неким Дмитрием, что подвезет до Моск­вы. Платить надо было только за бензин, он запросил 700 рублей. Машина новая, в условиях стояло, что не курит, но в дороге любит разговаривать. Почему нет, поду­мала я и согласилась, – рассказывает петербурженка Галина М. – Сначала все было нормально, но спустя пару часов водитель задымил как паровоз. На мое недо­умение он ответил какой‑то грубостью, пришлось терпеть эту вонь. Потом стало еще хуже. Не знаю, на что он надеялся, но он начал откровенно ко мне подкатывать и приставать с мерзкими предложениями. После короткой перепалки он просто остановил машину и вытолкал меня на улицу. В общем, закончилось это тем, что я осталась ночью посреди трассы одна, и деньги он мне возвращать отказался. Потом я поставила его неплохому рейтингу минус и написала комментарий с подробным описанием, так он мне и там нахамил, а его еще поддержали довольные попутчики. Нет слов!"

Часто желание нестандартным способом познакомиться с культурой и людьми новых стран или  подешевле доехать до другого города пересиливает все страхи и ведет к лишним неприятностям.

"Попытки обсуждения мер регулирования систем онлайн-бронирования были, но пока ни к чему не привели. Что же касается каучсерфинга и схожих явлений, то какое бы ни было их регулирование – отдаленная перспектива. Сейчас путешественник пользуется этими сервисами на свой страх и риск", – заключил Павел Румянцев.

Закрыть