Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Петербург атакуют дроны

Санкт-Петербург подвергся нашествию беспилотников. Самые разные квадрокоптеры, гексакоптеры, мультикоптеры и другие модификации беспилотников стремительно врываются в повседневную жизнь петербуржцев. Пока еще не совсем ясно, как бороться с проблемами, которые появились вместе с этой технической новинкой.

Санкт-Петербург подвергся нашествию беспилотников. Самые разные квадрокоптеры, гексакоптеры, мультикоптеры и другие модификации беспилотников стремительно врываются в повседневную жизнь петербуржцев. Пока еще не совсем ясно, как бороться с проблемами, которые появились вместе с этой технической новинкой.

Все чаще можно встретить на улице человека с пультом радио­управления в руках и парящий где‑то в небесах дрон с камерой. Еще несколько лет назад любителей радиоуправляемых моделей самолетиков было немного, а теперь все больше людей осваивают новый тренд. Только вот цели у современных "пилотов" изменились. Теперь их не столько интересует сам процесс управления летающим средством, сколько возможность сделать оригинальные фотографии с высокой точки или супермодное селфи.

С покупкой такой новинки проблем не возникает, и каких‑либо разрешений при этом не требуется. Условно коптеры можно разделить на любительские и профессиональные. Дешевые любительские модели стоят от 2 тыс. рублей, их считают игрушками. Такие модели способны парить в воздухе 3‑5 минут на высоте до 10 м, вес их не превышает 300 г. Существуют также дроны-гаджеты – такой миникоптер носится на руке как брас­лет. Если резко вскинуть руку, автоматика просыпается, и можно приступать к созданию оригинальных селфи.

Модели за 30 тыс. рублей и дороже – уже более серьезные аппараты, которые могут летать на высоте до 300 м со скоростью 10 м/с. Куда более значителен и их вес – около 1 кг. Однако и с такими характеристиками они остаются дороговатыми, но все еще игрушками.

Профессиональные коптеры разительно отличаются от своих младших собратьев по всем параметрам. Стоимость таких аппаратов начинается от 200 тыс. руб­лей. Сама машина весит, кстати, немало, около 3 кг, и имеет неплохие показатели грузоподъемности: некоторые коптеры способны поднимать в воздух до 11 кг полезной нагрузки, правда, включая собственный вес. Обычно их покупают профессиональные фотографы, которые устанавливают на них серьезные и достаточно тяжелые камеры. Такие коптеры – уже не игрушка. Электронная начинка позволяет управлять ими через компьютер или один из гаджетов оператора, например смартфон. Профессиональные коптеры оснащены GPS и способны ориентироваться в пространстве, выполняя заранее заданный маршрут. Кроме того, они могут подниматься на высоту до 4 км, а это уже создает опасность для гражданской авиации. Специальные программы позволяют преобразовывать изоб­ражение в формат 3D, что выводит аэрофотосъемку на принципиально новый уровень. На некоторых моделях даже устанавливают систему роторных двигателей, позволяющую аппарату летать не только в режиме квадрокоптера, но и самолета. Такой дрон может развивать фантастическую скорость: более 170 км/ч.

"Коптеры значительно расширили творческий арсенал фотографа, теперь необязательно лезть на крышу самому, появились новые удивительные ракурсы. Однако следует помнить, что сразу выполнять фигуры высшего пилотажа не получится, здесь много нюансов. Управлению коптером надо учиться, так же как и управлению машиной, иначе дорогую игрушку можно в первый же день разбить, да так, что и осколков не соберешь", – рассказывает профессиональный фотограф Роман Киташов.

Если любительские коптеры не более чем развлечение, то управление даже сравнительно недорогой, но мощной машинкой может представлять серьезную угрозу для окружающих. Все чаще в Интернете встречаются объявления примерно такого содержания: "Вчера потерял управление мой беспилотник. Если кто найдет, верните, плиз! Все равно другой пульт к нему не подойдет". 

Встречаются в Сети и предложения от петербургских умельцев, собирающих самодельные дроны из подручных материалов.

Ахиллесова пята практичес­ки любого дрона – различные технические поломки. Обычно они происходят при неправильной эксплуатации или просто из‑за технического несовершенства устройства. Давно известно, что чем сложнее аппарат, тем более велика вероятность отказа частей оборудования, особенно в новой, еще не до конца обкатанной технологии. Крушение дрона становится еще более вероятным, если он собран из неподходящих материалов. "При работе с коптерами у меня несколько раз возникали технические проблемы, приводившие к некоторым сбоям, но в принципе всегда получалось посадить машинку на землю", – добавляет Роман Киташов.

Большая часть беспилотников отказывает непосредственно в воздухе, хорошо еще, если на небольшой высоте. Теперь представьте, что каждый год сотни новых дронов взмывают в ветреное петербургское небо. И без того проблемные аппараты оказываются в условиях, когда их в любую минуту может банально сдуть с заданной траектории, и не исключено, что неуправляемый дрон, стремительно несущийся к земле, рухнет на вашу голову. Если авария про­изойдет с 2‑3‑килограммовым коптером на высоте 200 м при скорости более 100 км/ч, страшно представить, с какой силой этакий "болид" рухнет на головы прохожих, крыши машин или влетит в окно, разбив его вдребезги. 

Появление дронов вблизи аэро­портов неоднократно приводило к критическим ситуациям. К счастью, пока серьезных аварий удалось избежать.

"Основная проблема, связанная с беспилотниками, – их абсолютно неконтролируемые полеты. Неоднократно такие летательные аппараты мешали работе аэропортов и создавали угрозу столкновения с самолетами. Несколько раз только каким‑то чудом удалось избежать катастрофы, была реальная угроза для жизней пассажиров авиалайнеров. Чье‑то желание сделать красивые фотографии аэропорта и заходящих на посадку самолетов могло стоить людям жизни. Это недопустимо, требуется разработать нормативную базу и обеспечить контроль за этими устройствами", – считает Николай Ивашов, заместитель директора международного сотрудничества и протокола – пресс-секретарь ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ".

При управлении коптером следует помнить, что при приближении к режимным объектам, относящимся к государственной безопасности, сотрудники Федеральной службы охраны РФ имеют право просто сбить неопознанное летательное средство.

В ряде регионов уже разрабатываются законопроекты, запрещающие полеты беспилотников над городом. Пока еще дроны – новинка и малоизученная тема, но уже очевидно, что их бесконтрольное использование может привести к нежелательным последствиям.

Закрыть