Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

Зоя Юркова: Сенная площадь - наше отражение

Кандидат архитектуры и автор книги "Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра" Зоя Юркова поделилась с "ПД" интересными сведениями об одном из знаковых мест Петербурга.

Кандидат архитектуры и автор книги "Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра" Зоя Юркова поделилась с "ПД" интересными сведениями об одном из знаковых мест Петербурга.

"Петербургский дневник": Зоя Владимировна, что заставило вас написать книгу о Сенной пл.?

Зоя Юркова: Во-первых, постепенное накопление материала. Второе – попытка внести хоть малую толику в дело возрождения Сенной пл.

"Петербургский дневник": Что вас больше всего поразило, когда вы собирали материал? Назовите, пожалуйста, самый удивительный факт.

Зоя Юркова: Когда на площади была выстроена церковь (1751-1762 гг.), на ней возникла резкая асимметрия, дисбаланс. Я архитектор, и меня удивляло, с какой смелостью и точностью громадное здание церкви было уравновешено при помощи маленького здания полицейской караульни, построенного напротив нее. Это тоже асимметричное решение, и для начала ХIХ столетия оно было неприемлемым: тогда царил строгий симметричный классицизм. Тем не менее равновесие было достигнуто!

Многочисленные проекты ХХ в., предполагавшие снос церк­ви, так и не смогли предложить для Сенной ничего равного проекту 1816 г. по гармоничности и содержательности.

"Петербургский дневник": Бытует мнение, что у Сенной пл. тяжелая отрицательная энергетика. Вы разделяете это мнение?

Зоя Юркова: Ну зачем же обижать ни в чем не повинную Сенную? Она наше зеркало. Каковы мы, таков и мир. Снесли церковь, которая, как считалось в свое время, "приносила удачу", а теперь – энергетика плохая. Посмотрите, какие были визуальные связи на площади – все ясно, четко и красиво. А теперь, что называется, глазу отдохнуть не на чем. После строительства павильона станции метро "Спасская", прикрывшего несуразный торговый центр, ситуация немного успокоилась.

В ранний период бытия Сенной воцарившийся на ней первозданный хаос словно провозглашал возобновление жизни в Петербурге. В царствование Александра I, после победы в наполеоновских войнах, она стала символом единения народа, государственной власти и их духовной силы.

Прекрасной иллюстрацией этому служит акварель А. П. Брюллова, написанная в 1823 г., где на фоне архитектурного пейзажа люди ведут торг. Духовная опора общества представлена церковью Успения Божией Матери, а государственную власть воплощает здание кордегардии.

"Петербургский дневник": А что было с Сенной в советское время?

Зоя Юркова: В советское время рынок был перенесен на территорию бывшей Вяземской лавры. Он вроде как сохранился, но торговля стала замирать.

Сенная хоть и была реконструирована – перестроены некоторые здания периметра площади, разобраны и перевезены на Калининский рынок рыночные корпуса, закрывавшие вид на главную архитектурную композицию площади. Но с нее не просто исчезла торговля, с нее ушла жизнь.

Снос церкви Успения, ликвидация рынка – знаки подавления воли народа и уничтожения его духовной опоры.

"Петербургский дневник": В настоящий момент Сенная пл. притягивает асоциальных личнос­тей. Был ли когда‑нибудь на Сенной абсолютный идеальный порядок?

Зоя Юркова: Конечно, порядок был. Деятельность торговцев на рынках была регламентирована в Городовом положении, принятом Екатериной II в 1785 г. Торговые места распределялись самым демократичным способом – по жребию. Торговцы и покупатели встречались на Сенной в специально отведенные рыночные дни с раннего утра и до полудня. На площади был установлен флаг, который поднимали ровно в 12.00. После этого времени торговцы и покупатели покидали площадь. На гравюре Б. Патерсена запечатлена сценка из "рыночной" жизни Сенной – на переднем плане развевается поднятый флаг, и полицейский разъясняет правила запоздавшему торговцу сеном, а за возом прячутся его испуганные сыновья.

Изменения произошли с развитием капиталистических отношений и отменой крепостного права. В столицу ринулись на заработки, но она не смогла всех вместить. Те, кто не сумел устроиться, оседали в доходных домах князей Вяземских, поближе к самому дешевому рынку. Тринадцать небольших зданий внутри незастроенного квартала у истока Обуховского пр. (сейчас – Московский пр. – Ред.) князья построили в 1820‑х гг. для сдачи внаем, и первоначально все было благопристойно. Но спрос на дешевое жилье увеличивался, и здесь стали селиться самые необеспеченные люди. В итоге скромные чистенькие домики превратились в Вяземскую лавру, переполненную ворами, проститутками и обычными спившимися голодранцами. Ряды маргиналов пополняли и представители разорившегося дворянства.

"Петербургский дневник": Есть свидетельства о том, что торговля на Сенной пл. сейчас идет с многочисленными нарушениями законодательства. Например, там торгуют алкоголем после 22.00, что запрещено законом, или можно купить сим-карту без предъявления документов. А насколько вообще Сенная пл. предназначена для торговли?

Зоя Юркова: Сенная пл. с момента возникновения и узаконения была торговой, мало того – главной торговой площадью Петербурга! Вы будете удивлены, если я скажу, что это центральная площадь города. К петровскому Петербургу фактически не имелось подъез­дов. Жизнь в таком городе была очень дорогой, и в старые времена он был обречен на запустение.
Когда Санкт-Петербург вновь стал столицей, был создан генплан, согласно которому продлевались московская дорога (ныне Московский пр.) и Садовая ул. – две въездные магистрали в город. Они пересеклись на Сенной пл., и на ней сразу закипела торговля. Создание въездных дорог и торговой площади включило Петербург в транспортную сеть страны и в ее экономическую жизнь.

"Петербургский дневник": До сих пор достаточно остро стоит вопрос о том, чтобы убрать с площади павильоны. Вы можете представить себе Сенную без киос­ков и ларьков?

Зоя Юркова: А она и должна быть свободной! К этому стремились в ХIХ в. Строительство рынка на самой площади было в свое время вынуж­денным решением. Торговля, разумеется, должна остаться по периметру, то есть в домах.

Рынок здесь можно устраивать, как это делается в европейских городах, – в определенные дни и в определенное время.

По моему мнению, Сенная пл. идеальна для проведения городских праздников. Это крупнейший транспортный узел, что позволяет быстро разойтись в прилегающие улицы, в магазины и кафе (пополняя тем самым и городской бюджет) или разъехаться по интересам, в тот же парадный центр.

На Дворцовой пл. в прежние времена не устраивали массовых мероприятий не от восторга от ее красоты, а от того, что она не приспособлена для этого. Для большого количества разгоряченных людей всегда было значительной проблемой выйти из ее "ковша". На Сенной, конечно, все гладко не будет, но случаев вандализма станет гораздо меньше.

"Петербургский дневник": Зоя Владимировна, какой вы видите Сенную пл. в будущем?

Зоя Юркова: Я думаю, что торговля с Сенной пл. никуда не уйдет, поскольку Сенная для этого очень удобное место.

А архитектурное оформление подсказывает само место. Все окружение помнит церковь и требует ее восстановления. Это здания, появившиеся здесь благодаря Успенской церкви. Гаупт­вахта, которая была выстроена в симметрию входу в церковь, словно его отражение, и которая сейчас вызывает недоумение своим странным положением.

Восточная сторона площади имеет не прямую фасадную линию, а изломанную. Это дом причта церкви Успения, построенный за счет ее средств. Он огибал церковь по контуру.

В перспективе Садовой ул. видна огромная башня на пересечении Садовой и Вознесенского пр. Архитектор Лишневский в ее куполе повторил форму куполов Успенской церкви.

Здание церкви, ее архитектура связывали разрозненные отрезки Садовой ул. в единое целое. Я уже не говорю о ее духовной символике.

Кстати, Московская дорога, начинаясь от Успенской церк­ви на Сенной, ведет на Красную пл. Москвы к Успенскому собору Кремля. Вот такая интересная связь!

Как рассказала Зоя Юркова, Сенная являлась центром притяжения горожан и объектом внимания коммерсантов как в XIX в., так и в конце XX – начале XXI в.

Закрыть