Яндекс.Метрика
  • Екатерина Лукашева

Кризис не станет помехой для петербургских стартапов

Непростая ситуация в экономике и колебания курсов валют не помеха для молодых петербургских разработчиков, которые предлагают инвесторам вкладывать деньги в их проекты. Новые медицинские приборы, приложения для гаджетов, беспилотные летательные аппараты, "дышащие" стены и корректоры осанки – стартапов в Петербурге по‑прежнему запускается немало. Впрочем, количество не всегда означает качество, но высокий уровень научной школы и готовность многих бизнесменов поддержать молодые компании – это те условия, в которых хороший проект имеет все шансы на успех.

Непростая ситуация в экономике и колебания курсов валют не помеха для молодых петербургских разработчиков, которые предлагают инвесторам вкладывать деньги в их проекты. Новые медицинские приборы, приложения для гаджетов, беспилотные летательные аппараты, "дышащие" стены и корректоры осанки – стартапов в Петербурге по‑прежнему запускается немало. Впрочем, количество не всегда означает качество, но высокий уровень научной школы и готовность многих бизнесменов поддержать молодые компании – это те условия, в которых хороший проект имеет все шансы на успех.

До 70% молодых разработчиков предлагают проекты, связанные с информационными технологиями. Такая популярность ИТ-решений связана с тем, что они не требуют значительных средств на старте: грубо говоря, необходимы компьютеры и программис­ты. "Вкладывать деньги в стартапы в области информационных разработок выгодно для инвесторов. Реализация проектов требует меньше вложений, сопровождается меньшими рисками. Даже закрыть такой старт­ап намного проще", – говорит председатель Санкт-Петербургской организации бизнес-ангелов (СОБА) Луиза Александрова.

Сервисы обработки фотографий, аудиогиды для слабовидящих и незрячих, облачные сервисы, объединяющие гаджеты и мобильные приложения для туристов, – с каждым годом число идей от стартаперов только увеличивается. 

Впрочем, молодые компании предлагают проекты и в других отраслях, в том числе в сфере медицины, энергетики, приборостроения, экологии, нанотехнологий, финансовой и банковской. Среди разработок – корректоры осанки, которые при помощи виб­росигнала напоминают человеку о том, что необходимо держать спину ровно, зеленая стена с растениями, очищающая воздух в помещении, и онлайн-система, позволяющая следить за личными расходами.

Проекты на стыке

Как заметили в петербургском бизнес-инкубаторе "Ингрия" (городская структура, запущенная в 2008 г. для поддержки старт­апов), сегодня появляется все больше проектов, которые находятся на стыке ИТ и других отраслей. Например, одним из последних резидентов "Ингрии" стала группа компаний "Геоскан", занимающаяся разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов, которые используют при аэрофотосъемке для получения различных картографических данных. С помощью некоторых моделей таких беспилотников можно получить детальные 3D-модели локальных объектов. 

Такую тенденцию специалис­ты считают положительной, так как она свидетельствует об интересе к технологическому предпринимательству у ученых и инженеров-разработчиков.

Один из ста

По словам петербургских представителей стартап-индустрии, число новых компаний с каждым годом увеличивается примерно в 1,5 раза, хотя точное количест­во стартапов назвать сложно. К примеру, в прошлом году Spb Startup Day – крупное профильное для стартаперов мероприятие, где каждый год встречаются молодые разработчики, уже успешные предприниматели, инвесторы, – собрал около 700 молодых компаний. В этом году ожидается, что в Spb Startup Day, который пройдет в ноябре, примут участие около тысячи стартаперов.

Впрочем, количество не означает качество: проектов, которые можно отобрать для инвестиций, наоборот, становится меньше.

"Проектов стало больше, но хороших среди них все так же немного, – считает директор венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine Альфия Мухаметова. – Каждый второй проект работает по модели посредника – покупает у одних, перепродает другим. Нам же больше интересны проекты, создающие свой уникальный продукт – таких не более 10 % от всего потока".

Причина низкого качества идей, считают специалисты, в первую очередь кроется в том, что молодым разработчикам не хватает опыта ведения бизнеса: они не знают рынок, своих потенциальных покупателей и конкурентов. В идеальной ситуации проекты стартаперов должны рас­ти и продаваться, после чего разработчик, который уже смог заработать и набраться опыта, должен возвращаться на рынок с новой идеей. Но этого почти не происходит. 

Еще одна причина – нехватка у компаний оборудования, которое  позволило бы, к примеру, соз­дать прототипы продукта.

"Показатели за последние 3 года изменились мало, по‑прежнему примерно из 100 стартапов успешно работает на рынке только один", – резюмирует Луиза Александрова.

Но, как отмечают в "Ингрии", хотя ситуация на рынке венчурного финансирования действительно не очень благоприятная и объемы рынка сократились почти вдвое, сделки заключаются, прос­то на меньшие суммы.

Истории успеха

Впрочем, в "Ингрии" есть примеры, когда молодым разработчикам удалось привлечь в свои проекты вполне серьезные инвестиции. Так, в прошлом году компания "Медэл" получила $4 млн от инвестиционной компании Axioma Capital Partners для реализации проекта, который помогает бороться с артрозом. 

А компания "Свежие решения" со своим проектом FreshOffice получила 37 млн рублей для продвижения комплекса облачных приложений, с помощью которых можно не просто объединить несколько устройств, но и ставить задачи для пользователей, отслеживать их выполнение, проводить анализ работы. Успехи петербургских старт­апов отмечают и в iDealMachine. 

"Из девяти повторно про­инвестированных нами компаний четыре стабильно прибыльны. Еще две компании готовятся выйти на зарубежный рынок", – уточнила Альфия Мухаметова. 

Среди успешных компаний стартап-акселератора эксперт выделила петербургский проект Prixel – онлайн-платформу для создания репродукций живописных произведений с применением собственных технологий, в том чис­ле 3D-моделирования, которая выполнила более тысячи заказов на печать картин по всему миру. Еще один пример – компания "ИнфоМикс", разработавшая информационную платформу Miiix для игроков рынка оптовой торговли. Компания собирает информацию об оптовых ценах и остатках продукции на складах производителей и оптовых поставщиков и сводит в единую базу.

Закрыть