Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Осторожно, на дороге ... лось

Случаи, когда дикие животные становятся причиной крупных аварий, на дорогах Ленинградской области, увы, не редкость. В большинстве случаев животные погибают, а пострадавших водителей обязывают выплачивать нешуточный штраф. Именно с такой ситуацией столкнулась петербурженка Ксения Андреева.

Случаи, когда дикие животные становятся причиной крупных аварий, на дорогах Ленинградской области, увы, не редкость. В большинстве случаев животные погибают, а пострадавших водителей обязывают выплачивать нешуточный штраф. Именно с такой ситуацией столкнулась петербурженка Ксения Андреева, со своим рассказом она обратилась в редакцию "ПД".

Авария случилась в ночь на 31 августа, на 245 километре Мурманского шоссе.

"Я возвращалась из Карелии в Санкт-Петербург. Оставалось километров 10 до Лодейного поля. Вечер, темно, дорога не освещается. Ехала со скоростью 70 километров в час. Вдруг резкий удар в левую переднюю стойку и водительскую дверь. Я даже не поняла, что это. Через секунду разбивается лобовое стекло, и я понимаю, что меня протаранил лось. Каким-то чудом я не вылетаю на встречную полосу, резко не торможу, сзади едет фура. В лицо летят осколки стекла, подушка тут же "выстрелила". В общем, в тот момент я думала, что уже не доеду до дома", - рассказала Ксения Андреева.

Вся в крови, девушка вышла из машины, мертвый лось лежал в канаве рядом. Автомобиль – всмятку.

"Естественно, первым делом вызываю ГИБДД, скорую, тут же пожарные откуда-то появились и егери. Видимо, их гаишники вызвали. Полицейские составили акт осмотра, медики проверили меня, егери о чем-то там переговорили с полицией и уехали.

Чуть позже я получаю постановление о том, что правил дорожного движения я не нарушала, ехала с допустимой скоростью, по своей полосе, не была пьяна и под действием наркотических средств не находилась. Но случилось вот такое несчастье – выбежал лось", - добавила петербурженка.

У этих животных на сентябрь приходится так называемый период гона или брачных игр, когда они наиболее активны. Ксения Андреева вспомнила: на дороге не было решеток, лось весом в 400 кг двигался напролом.

"Егери уверяли, что километра за 3 стоит знак "Дикие животные", но, во-первых, он стоит в обратном направлении, а, во-вторых, этот знак никого не спасает – он информирующий. В моем же случае, лось влетел бы в меня, даже если бы я стояла на месте", - отметила пострадавшая.

На следующий день в ГИБДД Лодейнопольского района девушке сообщили, что ей придется заплатить штраф за сбитого лося – от 40 до 200 тыс. рублей. Размер взыскания зависит от пола и возраста животного, также учитывается, какое потомство оно могло бы принести.

"От полицейских я узнала, что это была лосиха, со мной егери даже не пообщались. Просто забрали тело и уехали. И что же получается: междугороднее шоссе, без света, ограждений нет, я ехала, не нарушая правил, по своей полосе, со скоростью 70 километров в час, трезвая. Выбежал лось. Машина всмятку. Мне жалко животное. Очень… Но за его действия никто не отвечает, а машину я должна восстанавливать сама. И здоровье свое тоже сама. Но при этом я еще и должна? Получаются двойные стандарты: я государству возмещаю, а государство никакой ответственности не несет. Я понимаю, что нелепо требовать ответственности за действия лося, я говорю об ответственности надзорных органов, которые должны ставить ограждения и знаки на каждом километре, если они и вправду заботятся об окружающей среде, а не просто собирают немаленькие штрафы", - пояснила Ксения Андреева.

После аварии девушка изучила многочисленные форумы водителей, посвященные этой проблеме. И нашла там много "полезных" советов, как уйти от ответственности в случае подобных аварий. Не станем их цитировать, отметим лишь, что все они противозаконны.

Стоит отметить, что обязанность автовладельцев возмещать нанесенный природе ущерб закреплена в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. В 2013 г. документ вносились правки, но суммы остались неизменными. Здесь подробно расписано, сколько стоит гибель одного зверя и как рассчитывается общий объем взыскания, причем, учитываются не только обстоятельства, но и пол животного. Смерть самки, по документу, обойдется дороже.

Так самая большая такса в 90 тыс. рублей предусмотрен за убийство зубробизона или домашнего скота. Жизнь снежного барана оценили в 50 тыс. рублей, лося, сибирского горного козла, овцебыка в 40 тыс. рублей, благородного оленя – в 35 тыс. рублей, медведя – в 30 тыс. рублей. Из птиц самым "дорогим" считается глухарь, за смерть одной особи придется заплатить 3 тыс. рублей.

Руководитель региональной общественной организации автомобилистов "СПБ.АВТО" Святослав Данилов отметил: члены этого сообщества неоднократно рассказывали об авариях с участием диких зверей. По его словам, за убитое животное необходимо платить штраф. В суде лишь можно уменьшить его сумму, так как в истории Ксении Андреевой нет очевидных оснований для максимальной санкции. Но глобальное решение проблемы аварий с участием животных, найти очень сложно.

"У них есть тропы естественной миграции, где ставить ограждения нельзя, чтобы их не прерывать. И зачастую они проходят через трассы. Так что остается только внимательно смотреть на знаки, оповещающие о животных и воспринимать их серьезно, а не с юмором", - пояснил Святослав Данилов.

"Петербургский дневник" также обратился за комментарием в Правительство Ленинградской области. Председатель Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Игорь Прохоров подтвердил: аварий с участием животных на дорогах, действительно, много. Но огородить все трассы невозможно. Животные перемещаются, места их миграций, в основном, известны. Поэтому на протяжении последних нескольких лет ведется работа по установке знаков, предупреждающих водителей о том, что они приближаются к опасным участкам.

"За границей ставят такие знаки за 1,5 км. Информацию о местах возможной миграции мы получаем от охотпользователей Ленинградской области", - пояснил Игорь Прохоров, отметив, что с региональными дорогами в этом смысле проще. С федеральными трассами, к которым относится Мурманское шоссе, сложнее. Здесь требуется согласование Федерального дорожного агентства.

Ксению Андрееву в этом деле сделали крайней из-за нежелания искать истинного виновника, уверен президент Северо-Западной коллегии адвокатов Анатолий Громов. А ответственных стоит искать либо в администрации, либо в дорожных службах, в зависимости от того, кто должен устанавливать ограждения.

"Будем передавать дело в суд", - отметил юрист.


Закрыть