Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Татьяна Суровцева: рекомендую всем узнать, какие медуслуги полагаются бесплатно

Почему петербуржцы иногда платят за те медицинские услуги, которые должны получать бесплатно? Должны ли налогоплательщики финансировать аборты? Будет ли разработана вакцина от ВИЧ? О самых актуальных и острых вопросах в области здоровья в интервью "ПД" рассказала главный врач городской больницы №20 Татьяна Суровцева.

Почему петербуржцы иногда платят за те медицинские услуги, которые должны получать бесплатно? Должны ли налогоплательщики финансировать аборты? Будет ли разработана вакцина от ВИЧ?

О самых актуальных и острых вопросах в области здоровья в интервью "ПД" рассказала главный врач городской больницы №20 Татьяна Суровцева.

"Петербургский дневник": Татьяна Викторовна, вы посетили в качестве эксперта крупнейшую медицинскую конференцию "Общероссийского народного фронта". Каковы ваши впечатления от поездки?

Татьяна Суровцева: "Народный фронт" действительно объединил людей, неравнодушных к судьбе России. На минувшем форуме мы обсуждали вопросы качества жизни и оказания медицинской помощи, развивающуюся сейчас тему доступной среды. Был кластер экономики и управления, фармацевтичес­кий кластер. На каждом из них участники обсуждали и заранее заявленные темы, и возникающие острые вопросы. Присутствовали не только все регионы, но и руководители страны, представители Министерства труда РФ, социальной защиты, Росздравнадзора.

Еще никогда так близко и активно в работу не включался министр здравоохранения, как за эти последние 3 года. Вероника Скворцова практически все время общалась с пациентами, студентами, специалистами.

"Петербургский дневник": Какие наиболее актуальные и острые вопросы поднимались в ходе форума?

Татьяна Суровцева: Я как руководитель крупного лечебного учреждения понимаю, что в Петербурге, да и в других городах, очень слабое первичное звено – амбулаторная сеть. Ее прос­то необходимо развивать. Были предложения о восстановлении принципа участковости и создания новых выездных бригад. Их суть заключается в том, что доктор один раз в 3 месяца посещает своего диспансерного пациента, все остальное делает бригада фельдшеров или сестер. Они снимают ЭКГ, вовремя делают анализ на дому, систематизируют все результаты и докладывают лечащему врачу, который корректирует курс лечения. Таким образом мы могли бы сократить процент госпитализации в стационары.

"Петербургский дневник": На форуме были и споры по финансированию абортов. Каков ваш взгляд на эту проблему?

Татьяна Суровцева: Действительно, одна из наиболее популярных сейчас тем – почему налогоплательщики должны оплачивать аборты? Эта процедура, безусловно, должна быть платной для женщины, решившейся на этот шаг.

Мы видим, что происходит – и кризис рождаемости во всем мире, и кризис экономический. Демографическая составляющая нашей страны стабильна, но в любом случае требует внимания. Нам пора задуматься, и задуматься серьез­но о том, что уходят жизни и мы это оплачиваем. Эта довольно серьезная сумма могла бы пойти на лечение заболеваний у детей. Наше мнение мы также включили в итоговую резолюцию.

"Петербургский дневник": Какие еще расходы медицинского бюджета стоило бы, на ваш взгляд, пересмотреть?

Татьяна Суровцева: Поднимался вопрос об орфанных, то есть редких, заболеваниях. По сути, колоссальная часть медицинского бюджета города съедается буквально двумя пациентами. Министерство здравоохранения РФ могло бы взять на себя ответственность за закупку этих препаратов по дополнительному лекарственному обеспечению, таким образом для более частых заболеваний увеличилось бы финансирование.

"Петербургский дневник": Идет ли процесс создания своих препаратов в Петербурге? Как в целом развивается импортозамещение в области медицины и фармацевтики?

Татьяна Суровцева: Безусловно, процесс идет, и стимул к этому огромный. В Петербурге мы уже разрабатываем новые лекарственные препараты. Важно то, что это не дженерики – препараты, которые являются полными копиями оригинального продукта, а свои собственные. В том числе и для лечения ВИЧ-инфекций, туберкулеза, гепатита С и других серьезных заболеваний.

Необходимо отметить, что у нас очень сильная фармакологическая академия, и инвесторы вкладываются в нее по‑крупному. Мы думаем над созданием союза медицинских и фармацевтических работников, которые были бы инициаторами и координаторами инновационных мероприятий. То есть давали бы задания высшей научной школе на создание новых препаратов.

На выставке медицинского оборудования и изделий медицинского назначения были представлены десятки уникальных разработок. Например, аппарат размером с небольшую флешку, который на дому сразу же записывает результаты ЭКГ и других исследований. Мы первые создали уникальный кювез для выхаживания детей от 650 г. Но, к сожалению, бюрократическая машина настолько велика, что Рос­здравнадзор может задержать документооборот и сертификацию изобретений до 1,5-2 лет. Иногда мы можем увидеть наше оборудование на полках иностранных аптек. По итогам форума мы также просим принять волевое решение и уменьшить документооборот. Количество документов нужно уменьшить и у самих врачей, которые уже превратились в секретарей. Для того чтобы заполнить все карты, статталоны, уходит около 15 минут, а это все время, выделенное на одного пациента. От этого надо отходить, продумывать электронные карты.

"Петербургский дневник": Какие еще конкретные проблемы в области медицины в Петербурге вы выносили на обсуждение?

Татьяна Суровцева: Нужно вплотную задуматься, во‑первых, о правильном использовании коечного фонда.

В городе не хватает 1 тыс. коек паллиативной медицины. Только в Московском районе 770 человек состоят на учете с четвертой стадией рака, а хоспис рассчитан всего на 26 человек. Соответственно, наша молодежь не всегда способна оплачивать сиделок для родных. Мы должны так организовать социальную службу, чтобы она все‑таки выполняла свою функцию, и люди, которые платят налоги, получали достойную паллиативную помощь.

Во-вторых, это вопрос страхования. Когда мы страхуем свою машину, агентство четко объясняет, что мы получим и в каком случае. Страховые компании застраховали всю Россию, и никто не объяснил пациенту, какой пакет медицинских услуг он получит по полису обязательного медицинского страхования. 

Даже до президента на форуме дошел вопрос, должна ли была пациентка платить за консультацию ортопеда. Это говорит о том, что пациент безграмотен и не знает своих прав и обязанностей. Почему‑то все сваливается на врачей, а они не страховщики. Их задача – оказывать медицинскую помощь. Поэтому каждому петербуржцу, небезразличному к своему здоровью, я настоятельно рекомендую обратиться в свою страховую компанию и выяснить, что ему полагается. Уверена, для многих это будет сюрпризом.

Третий важный аспект – простаивание нового оборудования. Это вина не врачей, а региональных властей. Например, в Петербурге сегодня существует 18 сосудистых центров, а нужно 13. Соответственно, на пяти из них вообще план не выполняется – изначально неправильное планирование.

"Петербургский дневник": В каких областях вы видите позитивные тенденции?

Татьяна Суровцева: Даже учитывая все оставшиеся сложности, нельзя сбросить с плеч один факт – в здравоохранении сделано очень много. Прос­то для того чтобы это упорядочить, нужно выработать единую концепцию. Мы предоставили множество резолюций и конкретных шагов, которые прозвучат в докладе президента Федеральному собранию. Очень важно, что наш президент полнос­тью владеет ситуацией. Колоссальное количество времени он отдал, чтобы разобраться в острых проблемах.

Ругать мы можем все и всегда – это отчасти даже привычка. Но невозможно все сделать быстро. Шаг за шагом мы должны двигаться, учитывая ту экономическую ситуацию, которая есть сейчас.

"Петербургский дневник": Что ждет петербуржцев уже в ближайшее время в области медицины?

Татьяна Суровцева: В Петербурге за последнее время появилось очень много необходимого оборудования и новаций. Этот год объявлен Годом серд­ца, и действительно, смертность от сосудистых заболеваний снизилась. Из ближайших конкретных планов помимо тех задач, что были перечислены, – развитие классов здоровья при каждой амбулаторной сети. 

Странно это констатировать, но у нас до сих пор никто не беспокоится о себе, пока у него не обнаружат серьезную стадию рака или что‑то подобное. При поликлиниках уже организуются профилактические, психологические комнаты, и эта работа, безусловно, будет продолжена.

Закрыть