Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Искусственное зачатие стало темой споров православных врачей в Петербурге

Сегодня сказочную роль аиста и функции капусты с легкостью берет на себя наука. Суррогатное материнство, искусственное оплодотворение – кажется, чтобы стать родителями, достаточно одного желания. Но куда ведет этот путь и чем чревато вмешательство в самый сокровенный процесс в мире – зарождение жизни.

Сегодня сказочную роль аиста и функции капусты с легкостью берет на себя наука. Суррогатное материнство, искусственное оплодотворение – кажется, чтобы стать родителями, достаточно одного желания. Но куда ведет этот путь и чем чревато вмешательство в самый сокровенный процесс в мире – зарождение жизни.

"Откуда беру тся дети, откуда взялся я?"  – интересуются малыши во все времена. Чтобы сегодня ответить на этот вопрос, рассказать о  взаимной любви мамы и  папы недостаточно. Наука стремительно множит пути прихода человека в мир – первый же запрос "искусственное оплодотворение" в Интернете выдает: "Осеменение одиночек, пар. Не нужно ждать!".

Острые моральные и  этические вопросы рождаемости обсудили в  ФБГУ "Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А.  Алмазова" на  V Всероссийском съезде православных врачей.

Ценность жизни

Заседание открылось с самого обсуждаемого вопроса. "Когда патриарх Кирилл произнес перед правительством речь о  выведении абортов из  системы ОМС, зал аплодировал, многие встали, – напомнил протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и  детства,  – но до сих пор ничего так и не сделано". В России и еще нескольких странах аборт продолжает входить в состав услуг, предоставляемых по полису ОМС бесплатно, а это значит, что даже абсолютно здоровая мать может за госсчет избавиться от  здорового ребенка. Выведение абортов за рамки ОМС предполагает, что женщины, которым прерывание беременности показано по состоянию здоровья, смогут сделать такую процедуру бесплатно, а те, кому "неохота рожать", должны будут платить за процедуру. "Пока есть этот циничный грех в народе, а  убийство детей привычно, все наши "Россия вперед!" останутся демагогией и  лицемерием",  – заключил отец Димитрий.

Когда начинается человек?

Вопреки стереотипам, церковь не отвергает современные методы вспомогательных репродуктивных технологий. В "Основах социальной концепции РПЦ" действительно сказано, что "пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, церковь не  может считать нравственно оправданными". К  таким неодобряемым методам относится донорство половых клеток, когда третье лицо предоставляет паре свой генетический материал, а  также суррогатное материнство – когда чужая женщина вынашивает для пары их ребенка. Однако в  этом  же документе отмечено, что к допустимым средствам помощи бездетной паре может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, "поскольку оно не нарушает целостности брачного союза". Даже экстракорпоральное оплодотворение церковь считает допустимым при  одном условии: должно быть исключено уничтожение "запасных" эмбрионов, которые врачи изготовляют "на  всякий случай". С  точки зрения церкви личность человека зарождается в  момент зачатия, а значит, такая процедура (ее назы-вают редукцией) будет убийством. "Эмбрион на уровне зиготы – это уже жизнь, уже человек, и  уничтожать такие клетки недопустимо", – подчеркнул иерей Игорь Аксенов, председатель отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии.

Церковным сообществом проведено исследование патологий детей, рожденных путем репродуктивных технологий. "Мы провели метаанализ 46  мировых исследований, которые описывают здоровье 125 тыс. "искусственных" детей, – рассказал иерей Роман Тарабрин,  – суммарное количество дефектов после ЭКО по сравнению с "естественными" детьми превышено лишь по заболеваниям в области неврологии". Он сделал вывод, что патологии большей частью зависят не от метода зачатия как такового, а от возраста родителей и их здоровья.

Слушайте сердце

Вопрос о допустимости репродуктивных технологий в жизни верующего человека довольно новый. Даже в  среде священнослужителей мнения о  вспомогательных репродуктивных технологиях разделяются. "Мы видим лукавство некоторых врачей. Они говорят: раз люди все-таки рождаются таким способом, значит им Богом предопределено появиться из вечности именно так, мол, Бог благословляет,  – отметил протоиерей Игорь Аксенов.  – Утверждение несостоятельно, так как  не  учитывает фактор человеческой свободной воли".

Иерей Роман Тарабрин с консервативными взглядами не  согласен: "Что вообще значит "воздействуем на  промысел Божий"?Любое врачебное воздействие можно так и  рассмотреть  – если человеку предопределено умереть от инсульта, зачем мы везем его в реанимацию? Здесь важно не перегибать палку".

Представители научного сообщества так  же, как  и  церковь, обеспокоены внедрением новых технологий. "Поэтому и развивается наука биоэтика, рассматривающая этическую сторону медицинских технологий", – отметила доктор медицинский наук профессор Галина Микиртичан. Очевидно, что важнейший вопрос в жизни семьи – о ее продолжении – каждая пара решает самостоятельно, она же берет на себя всю ответственность. Помочь здесь могут опытные врачи, ученые, духовные наставники. И собственное сердце.

Закрыть