Яндекс.Метрика
  • Ольга Першина

Депортация иностранцев из Петербурга влетает в копеечку

В этом году было принято 195 решений о депортации иностранных граждан из Санкт-Петербурга. Большинство из них приходится отправлять за российский счет, и почти каждому второму необходимо восстанавливать документы

В этом году было принято 195 решений о депортации иностранных граждан из Санкт-Петербурга. Большинство из них приходится отправлять за российский счет, и почти каждому второму необходимо восстанавливать документы.

Существует несколько способов отправки иностранных граждан, нарушивших российское законодательство, на родину. Самый распространенный вариант – административное выдворение. Если у мигранта проблемы с паспортом, разрешением на работу или он нарушил сроки пребывания на территории РФ, то суд принимает решение о взыскании штрафа в размере от 5 тыс. рублей, и нарушитель возвращается на родину самостоятельно или в принудительном порядке. Это самый массовый вариант, в текущем году таким образом территорию Санкт-Петербурга покинули более 5,5 тыс. человек. В основном это граждане Узбекистана и Таджикистана. Если же иностранный гражданин представляет угрозу безопасности страны, его депортируют. Это решение принимается во внесудебном порядке управлением Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Таких случаев намного меньше, но они, как правило, на порядок сложнее. 

Из тюрьмы на родину 

По словам начальника отдела по вопросам реадмиссии и депортации иностранных граждан УФМС России по СПб и ЛО Александра Прыгунова, в целом 85-90% депортируемых из Северной столицы – лица, освобождающиеся из мест лишения свободы. Нередко также депортируют граждан, у которых были обнаружены такие серьезные заболевания, как туберкулез, сифилис, ВИЧ. Александр Прыгунов отмечает, что на  сегодняшний день принято решение о депортации 195 граждан. Из них 160 человек когда-то совершили умышленные преступления. Это грабежи, убийства, изнасилования. У некоторых на счету не одно преступление. Такие граждане не успевают после освобождения погулять по улицам Северной столицы, так как сотрудники УФМС России по СПб и  ЛО встречают их уже в колонии.

"Депортация проводится сразу же после освобождения, им не дается права на свободный выезд, потому что практика показывает, что при свободном выезде 95% таких граждан начинают пропадать на бескрайних просторах нашей страны и опять совершают преступления, – рассказывает Александр Прыгунов. – В исключительном случае для лиц, которые могут оказать сопротивление, всячески препятствовать возвращению домой, организовывается конвой до места на родине. Изучается также психологический портрет депортируемого. Мы должны понимать, насколько этот человек опасен, не представляет ли он угрозы воздушной безопасности". 

Сложности возникают, когда оказывается, что у гражданина нет документов. Некоторые попали в места лишения свободы еще в 1990-х гг., и чтобы установить гражданство и восстановить паспорт, требуется время. Сотрудники УФМС России обращаются в посольства и консульства, изучают архивы судов, документы, где можно найти копии паспортов. 

"Это занимает достаточно много времени. Некоторые с серьезным списком судимостей ждут документы до полугода. И тех, кого хотелось бы выслать в первую очередь, часто бывает отправить на родину очень сложно", – уточнил Александр Прыгунов. 

За чужой счет 

Между тем на организацию депортации иностранных граждан требуется не только время, но и средства. Например, после того как в посольстве той или иной страны подтверждают, что депортируемый – гражданин их государства, выдается сертификат на возвращение. В основном эта услуга бесплатная, но, по словам представителя УФМС России, в консульствах Узбекистана за это взимают 2,5 тыс. рублей. Из 195 депортируемых в этом году только 50 человек купили билет на родину за  свой счет или за счет близких родственников. 

Как подчеркнул Александр Прыгунов, пик депортации приходится на конец года, а цены на авиабилеты в этот период возрастают. Если у человека нет возможности оплатить перелет, то билеты ему приобретают за счет средств федерального бюджета. Так, например, в октябре УФМС России объявило конкурс на оказание услуг по бронированию, оформлению и доставке авиационных билетов на иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации и реадмиссии. На приобретение 50 билетов планировалось потратить 500 тыс. рублей. Кроме того, если у депортируемого есть несовершеннолетние дети, то билеты приобретают и для них. "Мы не можем разрывать семью, это неприемлемо. У нас были такие случаи. Так, женщина из Таджикистана подлежала депортации, по ней было принято такое решение, но у нее было трое детей. Их всех отправили домой", – рассказал Александр Прыгунов. 

В ожидании билета 

Каждый второй депортируемый, освобождающийся из мест лишения свободы, без документов. Ожидание билета в один конец проходит в центрах временного размещения иностранных граждан. Сегодня в Санкт-Петербурге работают два таких учреждения. Туда же отправляют тех граждан, по которым принято решение о принудительном выдворении, но у которых нет средств, чтобы покинуть страну. Мигранты не могут выходить за пределы центра. В самом здании организована система общежития, с временными жильцами работают психологи, есть возможность общаться с родственниками, не ограничено количество передач. К работам их не привлекают. 

"Мы не имеем законных прав на то, чтобы у нас незаконно находящиеся на территории страны и пребывающие в  специальном учреждении работали. Там  есть библиотека, воспитатели, так что могут самообразованием заниматься", – заметил Александр Прыгунов.

Закрыть