Бокалы с шампанским под бой курантов: что это за обычай
Новый Год на Руси сначала отсчитывали с 1 марта. В XV в. он был перенесен на 1 сентября, а в 1699 г. Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Указ гласил: «Поелику в России считают Новый год по‑разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».
Постепенно новый праздник оброс множеством традиций, истоки которых уже не всегда и не всем известны. Такова, например, традиция встречать Новый год бокалом шампанского.
Прозорливая мадам Клико
До войны 1812 г. шампанское в России пили мало, мода на него возникла, когда русские войска, победив Наполеона, вошли в 1815 г. в Париж. Опьяненные победой, офицеры казачьих и гусарских полков, конечно, не оставили без внимания знаменитые винные погреба французской столицы. Рассказывают, что когда владелице производства знаменитого шампанского «Вдова Клико» сообщили о грандиозной попойке, устроенной русскими офицерами в ее подвалах, она невозмутимо ответила: «Это русские? Пусть пьют. Русские всегда платят за выпивку. Не сейчас, значит, позже. Платить за своих офицеров будет вся Россия». Так и произошло. Вскоре шампанское «Вдова Клико» стало одним из самых популярных в России, а сообразительная мадам несметно разбогатела.
А вот моду чокаться хрустальными бокалами с шампанским ввел в России, считают историки, уже позднее император Александр II. А возобновил ее не кто иной, как Иосиф Сталин, «подарив» нам «Советское шампанское». Бытует версия, что весной 1945 г., когда в победе над Гитлером никто уже не сомневался, вождь захотел отмечать День Победы с шампанским. Не только победу, но и новый, 1946 г. руководство СССР отметило звоном бокалов с шампанским под бой курантов – так оно с тех пор и повелось.
Русское шампанское
Изготовление шампанского стало едва ли не делом жизни князя Голицына. Опробовав более 800 сортов отечественного винограда, он сумел подобрать подходящие именно для этого вина и в результате создал именно шампанское, а не его подобие.
В 1899 г. Голицын выпустил лучшую партию шампанского «Новый свет» и на следующий, 1900 г. повез его на Всемирную промышленную выставку в Париж. Друзья долго отговаривали его от нелепой, как им казалось, затеи: как можно везти шампанское на его родину! Однако Гран-при во Франции получило именно шампанское Голицына. Оказалось, что лучшее в мире шампанское – русское!
Народный напиток
Есть легенда, что «Советское шампанское» появилось уже в конце Великой Отечественной войны. Когда Красная армия громила фашистскую Германию, Сталин будто бы решил, что великую победу народ должен праздновать с шампанским. И это шампанское вскоре было создано.
Напиток для народа
На самом деле изготовлять первое «Советское шампанское» стали еще в 1919 г. в Абрау-Дюрсо вскоре после того, как его покинули французские виноделы, приглашенные до революции русским императором. Фактическим создателем «Советского шампанского» стал профессор Антон Михайлович Фролов-Багреев. Это был человек невероятной судьбы. В царские времена его сослали в Сибирь за участие в революции 1905 г., а в 1919 г. приказали расстрелять за то, что он отказался выдать вино по требованию революционного отряда. Но то ли виноделы надежно спрятали его за бочками, то ли революционеры вспомнили его заслуги перед пролетариатом в 1905 г., когда он подписал петицию в защиту рабочих Абрау-Дюрсо. Так или иначе, Фролов-Багреев остался жив и приступил к разработке отечественного шампанского «Абрау-Дюрсо». Делал он это по рассекреченной французской технологии, оставленной еще царскими спецами.
Создать «народное шампанское» оказалось непросто – не было необходимого оборудования. Фролов-Багреев разработал резервуарный метод производства шампанского в акватофорах – герметически закрытых резервуарах (вместо традиционных бутылок). Это позволило получать его в 30 раз больше, намного быстрее и дешевле. За разработку революционной технологии в 1942 г. профессор был удостоен Сталинской премии. Производство по его методу было успешно освоено на новых советских заводах. И после этого шампанское стало в нашей стране на самом деле народным напитком.
Многозначная звезда
Другая российская новогодняя традиция – увенчивать верхушку украшенной елки пятиконечной звездой. У этого символа, известного также как пентакль, давняя история.
Его знали древние цивилизации, жившие на территории современных Ирака, Турции, – в тотемах и оберегах тех времен звезда имела значение защитного символа. Почитали пятиконечную звезду племена индейцев, японцы. Однако уже в Средневековье в христианских странах Европы перевернутая звезда считалась символом, связанным с дьяволом, колдовством, черной магией: по очертаниям она напоминала козлиную морду с рогами – то есть одну из ипостасей дьявола.
Звездой верхушку новогодней елки нередко украшали еще в дореволюционной России – тогда это украшение символизировало Вифлеемскую звезду, которая указывала путь волхвам в ночь рождения Христа и, по преданию, помогала потерявшимся путникам найти дорогу домой.
Красная пятиконечная звезда стала символом большевиков. По свидетельству некоторых источников, она была введена военным комиссаром Николаем Полянским в 1918 г. как военный знак для отличившихся служащих Красной армии. Окончательно утвержденным символом новой власти красная звезда стала с подачи Льва Троцкого. А на елку ее стали водружать после того, как запрещенное поначалу большевиками празднование Нового года было «реабилитировано» в 1935 г.
Откуда появилась Снегурочка?
Еще один символ Нового года – Снегурочка. Родом она из русского фольклора – существует сказочный сюжет о сотворенной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был опубликован в 1869 г. А.Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу». Персонаж этот уходит корнями в языческую эпоху.
Драматург А.Н. Островский под влиянием сказок Афанасьева в 1873 г. написал пьесу «Снегурочка». Там эта героиня предстает как дочь Деда Мороза и Весны-Красны, она погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Снегурочка у Островского – красивая светловолосая девушка в бело-голубой шубке с меховой опушкой, меховой шапке и в рукавичках. Пьеса не имела успеха у публики. Образ и сюжет стали популярными лишь в 1882 г., когда композитор Н.А. Римский-Корсаков создал по пьесе Островского одноименную оперу.
Дальнейшую разработку образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX – начала XX в., которые готовили сценарии для детских рождественских елок.
Еще до революции фигурки Снегурочки вешались на елку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы.
В начале 1937 г. Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов.
В пособиях по организации новогодних елок времен СССР Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка.
Любопытно, что на ранних советских открытках Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, а в виде девушки ее стали представлять уже позднее.