Яндекс.Метрика
  • Андрей Соколов

Бокалы с шампанским под бой курантов: что это за обычай

Новый Год на Руси сначала отсчитывали с 1 марта. В XV в. он был перенесен на 1 сентября, а в 1699 г. Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.

Новый Год на Руси сначала отсчитывали с 1 марта. В XV в. он был перенесен на 1 сентября, а в 1699 г. Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Указ гласил: «Поелику в России считают Новый год по‑разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

Постепенно новый праздник оброс множеством традиций, истоки которых уже не всегда и не всем известны. Такова, например, традиция встречать Новый год бокалом шампанского.

Прозорливая мадам Клико

До войны 1812 г. шампанское в России пили мало, мода на него возникла, когда русские войска, победив Наполеона, вошли в 1815 г. в Париж. Опьяненные победой, офицеры казачьих и гусарских полков, конечно, не оставили без внимания знаменитые винные погреба французской столицы. Рассказывают, что когда владелице производства знаменитого шампанского «Вдова Клико» сообщили о грандиозной попойке, устроенной русскими офицерами в ее подвалах, она невозмутимо ответила: «Это русские? Пусть пьют. Русские всегда платят за выпивку. Не сейчас, значит, позже. Платить за своих офицеров будет вся Россия». Так и произошло. Вскоре шампанское «Вдова Клико» стало одним из самых популярных в России, а сообразительная мадам несметно разбогатела.

А вот моду чокаться хрустальными бокалами с шампанским ввел в России, считают историки, уже позднее император Александр II. А возобновил ее не кто иной, как Иосиф Сталин, «подарив» нам «Советское шампанское». Бытует версия, что весной 1945 г., когда в победе над Гитлером никто уже не сомневался, вождь захотел отмечать День Победы с шампанским. Не только победу, но и новый, 1946 г. руководство СССР отметило звоном бокалов с шампанским под бой курантов – так оно с тех пор и повелось.

Русское шампанское

Изготовление шампанского стало едва ли не делом жизни князя Голицына. Опробовав более 800 сортов отечественного винограда, он сумел подобрать подходящие именно для этого вина и в результате создал именно шампанское, а не его подобие.

В 1899 г. Голицын выпустил лучшую партию шампанского «Новый свет» и на следующий, 1900 г. повез его на Всемирную промышленную выставку в Париж. Друзья долго отговаривали его от нелепой, как им казалось, затеи: как можно везти шампанское на его родину! Однако Гран-при во Франции получило именно шампанское Голицына. Оказалось, что лучшее в мире шампанское – русское!

Народный напиток

Есть легенда, что «Советское шампанское» появилось уже в конце Великой Отечественной войны. Когда Красная армия громила фашистскую Германию, Сталин будто бы решил, что великую победу народ должен праздновать с шампанским. И это шампанское вскоре было создано.

Напиток для народа

На самом деле изготовлять первое «Советское шампанское» стали еще в 1919 г. в Абрау-Дюрсо вскоре после того, как его покинули французские виноделы, приглашенные до революции русским императором. Фактическим создателем «Советского шампанского» стал профессор Антон Михайлович Фролов-Багреев. Это был человек невероятной судьбы. В царские времена его сослали в Сибирь за участие в революции 1905 г., а в 1919 г. приказали расстрелять за то, что он отказался выдать вино по требованию революционного отряда. Но то ли виноделы на­дежно спрятали его за бочками, то ли революционеры вспомнили его заслуги перед пролетариатом в 1905 г., когда он подписал петицию в защиту рабочих Абрау-Дюрсо. Так или иначе, Фролов-Багреев остался жив и приступил к разработке отечественного шампанского «Абрау-Дюрсо». Делал он это по рассекреченной французской технологии, оставленной еще царскими спецами.

Создать «народное шампанское» оказалось непросто – не было необходимого оборудования. Фролов-Багреев разработал резервуарный метод производства шампанского в акватофорах – герметически закрытых резервуарах (вместо традиционных бутылок). Это позволило получать его в 30 раз больше, намного быстрее и дешевле. За разработку революционной технологии в 1942 г. профессор был удостоен Сталинской премии. Производство по его методу было успешно освоено на новых советских заводах. И после этого шампанское стало в нашей стране на самом деле народным напитком.

Многозначная звезда

Другая российская новогодняя традиция – увенчивать верхушку украшенной елки пятиконечной звездой. У этого символа, известного также как пентакль, давняя история.

Его знали древние цивилизации, жившие на территории со­временных Ирака, Турции, – в тотемах и оберегах тех времен звез­да имела значение защитного символа. Почитали пятиконечную звезду племена индейцев, японцы. Однако уже в Средневековье в христианских странах Европы перевернутая звезда считалась символом, связанным с дьяволом, колдовством, черной магией: по очертаниям она напоминала козлиную морду с рогами – то есть одну из ипостасей дьявола.

Звездой верхушку новогодней елки нередко украшали еще в дореволюционной России – тогда это украшение символизировало Вифлеемскую звезду, которая указывала путь волхвам в ночь рождения Христа и, по преданию, помогала потерявшимся путникам найти дорогу домой.

Красная пятиконечная звез­да стала символом большевиков. По свидетельству некоторых источников, она была введена военным комиссаром Николаем Полянским в 1918 г. как военный знак для отличившихся служащих Красной армии. Окончательно утвержденным символом новой власти красная звезда стала с подачи Льва Троцкого. А на елку ее стали водружать после того, как запрещенное поначалу большевиками празднование Нового года было «реабилитировано» в 1935 г.

Откуда появилась Снегурочка?

Еще один символ Нового года – Снегурочка. Родом она из русского фольклора – существует сказочный сюжет о сотворенной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был опубликован в 1869 г. А.Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу». Персонаж этот уходит корнями в языческую эпоху.

Драматург А.Н. Островский под влиянием сказок Афанасьева в 1873 г. написал пьесу «Снегурочка». Там эта героиня предстает как дочь Деда Мороза и Весны-Красны, она погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Снегурочка у Островского – красивая светловолосая девушка в бело-голубой шубке с меховой опушкой, меховой шапке и в рукавичках. Пьеса не имела успеха у публики. Образ и сюжет стали популярными лишь в 1882 г., когда композитор Н.А. Римский-Корсаков создал по пьесе Островского одноименную оперу.

Дальнейшую разработку образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX – начала XX в., которые готовили сценарии для детских рождественских елок.

Еще до революции фигурки Снегурочки вешались на елку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы.

В начале 1937 г. Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов.

В пособиях по организации новогодних елок времен СССР Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка.

Любопытно, что на ранних советских открытках Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, а в виде девушки ее стали представлять уже позднее.

Закрыть