Российский телескоп "Радиоастрон" заснял пучки материи черной дыры в другой галактике

Речь идет о галактике BL в созвездии Ящерицы. Оказалось, что ее ядро экстремально горячее.

Российская наземно-космическая обсерватория "Радиоастрон", которая ранее попала в Книгу рекордов Гиннесса, смогла сделать уникальные снимки узкого пучка материи из ядра галактики BL в созвездии Ящерицы.

При помощи телескопа специалистам удалось получить абсолютно детализированные снимки так называемой "ножки" джета, которая исходит из сверхмассивной черной дырой в центре галактики.

"Ядро галактики оказалось экстремально горячим. Если бы мы попытались воспроизвести эти физические условия на Земле, то получили бы зону с температурой более триллиона градусов", – отметил научный сотрудник Института радиоастрономии общества Макса Планка в Бонне Андрей Лобанов.

Результаты наблюдений опубликованы в Astrophysical Journal.

Обсерватория "Радиоастрон" запущенна с Байконура в июле 2011 года и стала первым за многие годы космическим астрофизическим инструментом, созданным российскими специалистами. Вместе с глобальной наземной сетью радиотелескопов "Радиоастрон" образует единый наземно-космический интерферометр со сверхдлинной базой (РСДБ) очень высокого углового разрешения — до семи микросекунд, сообщает РИА Новости.

Подобное объединение усилий "Спектра-Р", космического звена "Радиоастрона", и 15 наземных телескопов позволило Юрию Ковалеву из Астрокосмического центра Физического института имени Лебедева (АКЦ ФИАН), Лобанову и их коллегам впервые вплотную подобраться к основанию джета, выбрасываемого черной дырой в галактике BL Ящерицы.