Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Виталий Черкашин: драгдилеры переняли шпионскую тактику

Начальник управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленобласти (УФСКН) Виталий Черкашин в интервью "ПД" подвел итоги работы ведомства за 2015 г., рассказал о том, в чем состоят особенности работы наркополицейских в Северной столице, о хитростях, на которые идут наркоторговцы, пытаясь обойти закон, о том, стоит ли ожидать в этом году новых атак с их стороны, а также о помощи, которую получают люди, решившие избавиться от наркотической зависимости.

Начальник управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленобласти (УФСКН) Виталий Черкашин в интервью "ПД" подвел итоги работы ведомства за 2015 г., рассказал о том, в чем состоят особенности работы наркополицейских в Северной столице, о хитростях, на которые идут наркоторговцы, пытаясь обойти закон, о том, стоит ли ожидать в этом году новых атак с их стороны, а также о помощи, которую получают люди, решившие избавиться от наркотической зависимости.

"Петербургский дневник": Расскажите, пожалуйста, об особенностях работы ведомства в 2015 г. Изменилась ли в городе ситуация с незаконным распространением наркотиков?

Виталий Черкашин: За 2015 г. сотрудниками регионального управления было выявлено свыше 2 тыс. преступлений. Можно заметить снижение количественного показателя по сравнению с 2014 г. Это связано с сокращением штата сотрудников на 23 % и с изменением формата нашей работы. 

От количественных показателей мы ушли к качественным и сконцентрировали усилия на борьбе с организованными формами преступности. 

Стратегически эффективность противодействия наркопреступникам от этого только возросла.

Если обратиться к общему числу выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, то мы получим цифру 16 тыс. Из них сотрудниками МВД выявлено около 82 %, а ФСКН – примерно 13,5%.

Между нашими ведомствами существует четкое разделение. Полиция занимается уличной преступнос­тью, мелкими драгдилерами и т. п., за что им, безусловно, огромное спасибо. Это большой и хлопотный участок работы. Зато 90 % выявленных организованных преступных групп (ОПГ), главных воротил наркобизнеса, отлавливает ФСКН.

За 2015 г. мы изъяли около 1,5 т различных наркотических и психотропных веществ, что составило 82 % от всех изъятых из оборота наркотиков. К уголовной ответственности привлечены 838 лиц. В суд направлено более 700 уголовных дел на 1,3 тыс. эпизодов. Мы усилили работу по противодействию терроризму. Далеко не все средства, заработанные наркобаронами, идут на покупку дорогих авто, яхт и другой роскоши. Значительная часть денег, получаемых от наркобизнеса, попадает к террористам.

В 2015 г. наблюдалось повышение числа выявленных преступлений по ст. 174.1 УК РФ ("легализация (отмывание) денежных средств или иного имущест­ва, приобретенных лицом в результате совершения им преступления"). В суд было направлено 13 уголовных дел на общую сумму более 40 млн рублей.

"Петербургский дневник": Появились ли в городе новые психотропные вещества?

Виталий Черкашин: Наркорынок постоянно меняется. В прошлом году появилось много разновидностей синтетических наркотиков. Нестабильная политическая ситуация вокруг России и удешевление рубля также внесли свои коррективы в нарко­оборот, так как основные операции осуществляются в долларовом эквиваленте. Наркотрафик из стран ближнего зарубежья снизился, зато более чем в 2 раза увеличилось производство наркотических веществ на территории нашего региона.

Если в 2014 г. было выявлено всего пять лабораторий по производству наркотичес­ких веществ, то за прошлый год уже 12. В подпольных лабораториях в основном производятся синтетичес­кие наркотики амфетаминового ряда и метадон. Причем некоторые из них были оборудованы по последнему слову техники. 

Кроме того, мы располагаем оперативной информацией, что эти лаборатории поставляют наркотики в соседние страны, такие как Эстония и Финляндия.

Изменились и предпочтения в потреблении наркотиков. Ранее лидером считался героин, но сейчас его активно вытесняют более дешевые и опасные синтетики, схожие с ним. Впрочем, прежние виды наркотиков тоже никуда не делись.

"Петербургский дневник": Если обнаруженные наркотики не подпадают под запреты из‑за необычного химичес­кого состава, как не допустить их распространения?

Виталий Черкашин: С этой проблемой по‑настоящему мы столкнулись в 2014 г. Тогда составная часть многих наркотиков активно видоизменялась, что позволяло преступникам уходить от ответственности. Много времени требовалось на выполнение процедур, чтобы внести новую заразу в список запрещенных веществ. Ситуация в корне поменялась в начале 2015 г., когда в силу вступил № 7‑ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты…", который позволил сотрудникам ФСКН оперативно включать опасные вещества в запрещенный список. В этом деле нельзя действовать одними и теми же методами. Приходится всегда быть на шаг впереди, быть находчивее и мудрее преступников. Только так можно эффективно бороться с наркомафией.

"Петербургский дневник": Из каких стран идет основной поток наркотических средств?

Виталий Черкашин: Гашиш в основном попадает к нам из стран Центральной Европы. Были выявлены поставки и из Испании, через которую транзитом распространяется марокканский гашиш. Вещество гамма-бутиролактон, из которого изготовляют бутират, доставлялось из Польши через Украину. Поток героина идет из стран Средней Азии.

"Петербургский дневник": Выявлены новые схемы сбыта наркотических средств?

Виталий Черкашин: Раньше наркотики переходили в основном из рук в руки, но сейчас такая форма реализации уже история. На сегодняшний день драгдилеры переняли шпионскую тактику, словно списанную со страниц детективного романа. Практически весь сбыт наркотических средств и психотропных веществ происходит с помощью тайников-закладок, на которые наркодилеры указывают с помощью Интернета, СМС-рассылок и популярных мессенджеров после поступления на их счета денежных средств. Причем если раньше закладки делались в разовых дозах, то сейчас наркотики по тайникам передаются и более крупными партиями.

Контролировать такую схему значительно сложнее, но у нашего управления уже есть положительный опыт и состоявшиеся уголовные дела, 80‑85 % от общего количества изъятых нами наркотиков распространялись по подобным схемам.

"Петербургский дневник": Как продвигается реализация программы реабилитации и ресоциализации наркозависимых?

Виталий Черкашин: Федеральный закон № 313 и постановление правительства РФ № 484 внесли ряд ключевых дополнений в действующее законодательство, что позволило запустить систему тотальной борьбы с наркоманией.

C мая 2014 г. при назначении административного наказания судья имеет право возложить на виновного дополнительную ответственность в виде обязательства пройти диагностику, профилактичес­кие мероприятия, лечение, медицинскую или социальную реабилитацию. Причем наша основная задача не столько наказать вставшего на губительный путь человека, сколько оказать ему необходимую помощь, чтобы он мог вернуться к нормальной жизни.

Многие категорически отказываются проходить лечение, приходится буквально уговаривать людей. Несмотря на все старания, часть наркозависимых избегают применения профилактических мер. Тогда приходится применять санкции согласно ст. 6.9.1 КоАП РФ ("уклонение от прохождения диагностики"). А это влечет штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей или административный арест на срок до 30 суток.

"Петербургский дневник": Есть ли специфичные черты работы ФСКН в Петербурге?

Виталий Черкашин: Конечно. В силу своего социально-экономического и географического положения наш город является одним из трех регионов РФ, через которые идет основной поток наркотиков. Более того, многие схемы сбыта зародились именно в Петербурге, а потом уже распространились по всей России. Думаю, это от того, что у нас много талантливой молодежи, к сожалению, не всегда знающей, к чему приложить свои способности. Вот и направляют кипучую энергию не в то русло.

Ну и, конечно же, Санкт-Петербург – это окно в Европу. Через нашу территорию идет колоссальный поток транзитных грузов, с которыми контрабандой ввозятся наркотики. Как следствие, приходится постоянно держать под пристальным вниманием все транспортные артерии. В этом нам очень помогают коллеги из таможни, МВД, ФСБ и других ведомств. Только благодаря совместным усилиям удается успешно противостоять наркобизнесу.

"Петербургский дневник": Чего можно ожидать от 2016 г. в плане "наркотических атак"?

Виталий Черкашин: Легче не станет точно. Предыдущий год был непрос­той, а новый обещает быть еще сложнее. Одно только появление новых лабораторий в таком количестве уже очень тревожный сигнал. Экономическая нестабильность тоже не предвещает ничего хорошего. Очевидно, могут появиться новые наркотики, еще более дешевые и опасные, чем прежде. В этих условиях управление усиливает нажим на наркомафию. Только за январь текущего года нашими сотрудниками из оборота изъято более 80 кг различных наркотических и психотропных веществ.

Закрыть