Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Суда Путиловской верфи: первые рекорды скорости и пуски крылатых ракет

Северная столица со времен Петра I – кузница российского флота. "ПД" рассказывает о тех предприятиях и конструкторских бюро, которые сдали флоту сотни ­кораблей. Одно из них – Северная (ранее Путиловская) верфь. Сошедшие с ее стапелей суда стали легендами флота.

Северная столица со времен Петра I – кузница российского флота. "ПД" рассказывает о тех предприятиях и конструкторских бюро, которые сдали флоту сотни ­кораблей. Одно из них – Северная (ранее Путиловская) верфь. Сошедшие с ее стапелей суда стали легендами флота.

Среди самых значимых рекордов, поставленных кораблями, которые выпустила Северная верфь, – первые рекорды скорости, пуски крылатых ракет и многое другое.

В 1912 г. по решению правления акционерного "Общества Путиловских заводов" в Санкт-Петербурге была основана Путиловская верфь (ныне – ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь"). За долгую историю верфь неоднократно меняла название, неизменным оставался только принцип работы: сдавать флоту уникальные по своим характеристикам корабли.

Эсминец "Новик"

На Путиловской верфи в 1913 г. был построен знаменитый русский эсминец – первый в отечественном флоте эскадренный миноносец "Новик" с паровыми турбинами и нефтяным отоплением котлов. 

Он получил свое имя не случайно. В XVI-XVII вв. новиками называли дворян и бояр, достигших 15-летнего возраста, записанных на военную службу. Позднее это слово стали употреблять в более широком смысле – нечто новое, не существовавшее ранее. 

Двадцать седьмого августа 1913 г. при испытании механизмов на полную мощность в течение 6 часов корабль развил небывалую для того времени среднюю скорость – 36,8 узлов и максимальную – 37,1 узлов. Эсминец вступил в строй 4 сентября 1913 г.

"Новик" быстро стал символом технологического лидерства. Впервые русский флот получил корабль, который по своим боевым возможнос­тям значительно превосходил не только своих непосредственных предшественников, но и корабли этого класса иностранных флотов", – рассказывает Игорь Ивановский, директор музея истории ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь".

К началу Первой мировой войны "Новик" был единственным современным эсминцем в составе Балтийского флота и числился в бригаде крейсеров. Неоднократно выходил в море на разведку и поиск кораблей противника, участвовал в постановке минных заграждений. Позднее был переиме­нован в "Яков Свердлов", стал флагманским кораблем бригады эсминцев Балтийского флота. 

В августе 1941 г. эсминец подорвался на мине во время прорыва советских кораблей из окруженного Таллина.

Первый спасатель

В том же 1913 г. на воду был спущен "Волхов" (в 1922 г. получивший имя "Коммуна"), первое специализированное двухкорпусное судно – спасатель подводных лодок.

До Великой Отечественной войны корабль-спасатель поднял подлодки АГ-15, "Единорогъ", посыльное судно "Кобчик", лодки № 4 "Красноармеец" и "Большевик", подлодку М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет. В войну "Коммуна" служила у берегов Ленинграда, ее экипаж работал на ладожской Дороге жизни, в десантных операциях на Неве. За этот период корабль поднял со дна четыре танка КВ, более 30 автомобилей, несколько судов и самолетов, отремонтировал шесть подлодок.

"При изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь. К сожалению, секрет ее изготовления ныне утерян. Состояние корпуса "Коммуны" из путиловской стали и по сей день остается достойным", – отмечает Игорь Ивановский.

Четырнадцатого июля 1915 г. на судне впервые был поднят военно-морской флаг, и оно вошло в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота в качестве плавбазы. В прошлом году "Коммуна" отметила свое 100-летие в составе Военно-морского флота РФ. Старейшее судно по-прежнему несет свою вахту в составе Черноморского флота ВМФ РФ. Несколько лет назад "Коммуна" прошла модернизацию и была оборудована подводным роботом Seaeye Panther Plus. "Всего за свою службу судно-спасатель оказало помощь более чем 100 кораблям и подлодкам. Сейчас рассматривается вопрос о возможном выводе корабля из состава флота и переоборудовании его в музей", – говорит историк.

Советский "Ураган"

Первым построенным после Октябрьской революции военным кораблем, с которого началось строительство советского флота, стал паротурбинный сторожевик с грозным именем "Ураган". Впоследствии проект корабля получил обозначение проект 2. Закладка серии из шести кораблей второго проекта состоялась 1 августа 1927 г. Им присвоили названия "Ураган", "Тайфун", "Смерч", "Циклон", "Гроза" и "Вихрь". Из этих кораблей составили отдельный дивизион, прозванный советскими моряками "Дивизионом плохой погоды".

Всего до 1937 г. на верфи было построено 18 сторожевых кораблей этого проекта и его модификаций. Корабли данного класса предназначались для несения дозорной и разведывательной службы, сопровождения и охраны крупных надводных кораблей и конвоев от нападения подводных лодок, ведения борьбы с самолетами противника. При необходимости их предполагалось использовать как быстроходные тральщики.

Проект 7

Дальнейшим этапом развития советских эсминцев стали корабли проекта 7. Закладка головного эсминца "Гневный" состоялась на Ленинградском судостроительном заводе им А. А. Жданова 27 ноября 1935 г.

Тринадцатого мая 1937 г. британский эскадренный миноносец "Хантер", находящийся поблизости от порта Альмерия и выполнявший функции наблюдателя за ходом боевых действий в Испании, подорвался на дрейфующей мине. В результате попадания всего лишь одного снаряда корабль с линейным расположением котельно-турбинной установки (как у проекта 7) полностью потерял ход. В условиях боя такая поломка могла стоить экипажу жизни. 

"Несмотря на высокие характеристики проекта 7, было принято решение о его доработке, чтобы избежать проблем с силовой установкой, – писал в воспоминаниях Орест Якоб, видный отечест­венный конструктор-кораблестроитель, проработавший много лет в техническом бюро верфи. – Итогом этой работы стали корабли проекта 7У. Легендарные "семерки" хорошо зарекомендовали себя во время Великой Отечественной, за надежность и высокую результативность их прозвали "сталинской серией".

Крупная серия "семерок" – современных и мощных кораб­лей – была введена в состав флота накануне Второй мировой войны. Они сыграли важную роль в противостоянии силам кригсмарине (ВМФ Третьего рейха).

Ракетные крейсеры

В первой половине 1960-х гг. на верфи были построены четыре корабля ("Грозный", "Адмирал Фокин", "Адмирал Головко", "Варяг") по проекту 58, ставшие первыми ракетными крейсерами советского ВМФ. 

"На тот момент ни один флот в мире не располагал подобными кораблями", – говорит Игорь Ивановский.По его словам, появление нового типа кораблей во многом было обусловлено стремлением советского военного руководства найти достойный ответ НАТО, чей флот значительно превосходил отечественные ВМФ по числу кораблей. Не имея возможнос­ти соревноваться с потенциальным противником в численности кораблей, советское командование решило сделать ставку на новейшие технические достижения, прежде всего на управляемое ракетное оружие.

"Любопытно, что в ходе постройки первых кораб­лей в документах ВМФ они именовались как "корабли с ракетным вооружением", некоторые даже относили их к эсминцам. Долгое время военные не могли определиться, к какому классу следует отнести новый тип кораблей", – замечает Игорь Ивановский.

Окончательное решение было принято только в 1962 г. после визита Никиты Хрущева на "Грозный". На глазах у советского лидера корабль выполнил успешные ракетные стрельбы и официально был приравнен к классу ракетных крейсеров (РК).

Основным вооружением РК стал противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-35. Предусматривалось три высотных режима полета – 400, 4000 и 7000 м, дальность стрельбы в зависимости от профиля полета  колебалась от 100 до 300 км. Каждая четвертая ракета комплектовалась ядерной боевой частью.

Продолжая традицию

Преодолев особенно тяжелые для флота 1990‑е гг., когда на слом пошли десятки ­кораблей, сейчас Военно-морской флот России переживает второе рождение.

В 2000 г. на Северной верфи началось строительство серии корветов 20380. Головной корабль "Стерегущий". Это многофункциональные корабли ближайшей морской зоны, выполненные по технологии "стелс".

Петербургские корабле­строители постоянно совершенствуются, поэтому можно предположить, что будет установлен еще не один рекорд.

Закрыть