Яндекс.Метрика

Русский музей покажет «Цирк»

В корпусе Бенуа Государственного Русского музея сегодня открывается выставка «Цирк». Экспозиция демонстрирует, как была представлена эта тема в отечественном изобразительном искусстве XIX‑XXI вв. Зрители увидят около 400 экспонатов: от картин до скульптур.

В корпусе Бенуа Государственного Русского музея сегодня открывается выставка «Цирк». Экспозиция демонстрирует, как была представлена эта тема в отечественном изобразительном искусстве XIX‑XXI вв. Зрители увидят около 400 экспонатов: от картин до скульптур.

Здесь можно ознакомиться с произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Виктора Васнецова, Александра Шевченко, Ивана Пуни, Василия Шухаева, Михаила Шемякина, Константина Симуна и других известнейших мастеров из собрания Русского музея, Музея циркового искусства, мастерских художников и частных коллекций. На выставке также будут представлены уникальные архивные материалы, связанные с историей цирка.

Аванзал экспозиции, построенной по тематичес­кому принципу, посвящен предыстории циркового искусства: выступлениям уличных акробатов и жонглеров, персонажам комедии дель арте, балаганам и народным театрам. К этим темам русские художники обращались еще в XIX в.

Вечер из жизни бродячих артистов изобразил Виктор Васнецов. Его «Акробаты» (1877, ГРМ) – это эпизод в балагане, не характерный для художника выбор сюжета.
На днях отшумели масленичные гулянья. Как отмечали этот праздник в былые годы и какие артисты развлекали публику, можно увидеть на рисунках Александра Бенуа («Масленица в Петербурге», 1917, ГРМ) и Сергея Судейкина («Масленичный Петрушка», 1915, ГРМ).

Обращение к народной площадной балаганной истории с ее образами было интересно для художников начала ХХ в. – Александра Шевченко («Пьеро и Арлекин. Братья Сирано – жонглеры», 1920, ГРМ), Ивана Пуни («Арлекин», 1940‑е, ГРМ) и многих других.

Целую галерею клоунов 1960‑1980‑х гг. оставил ташкентский художник-график Роман Левицкий. Его яркие пастельные портреты-зарисовки точно передают особенности личности артистов, хотя они и изображены в гриме и костюмах («Анатолий Марчевский», 1982; «Анатолий Векшин», 1983). Совсем иные портреты клоунов у Федора Богородского, который еще в юности сам освоил ряд цирковых жанров и даже выступал («Два клоуна», 1929, ГРМ).

Последние залы экспозиции оформлены при участии дизайнерской группы Вячеслава Полунина. В них можно увидеть фильмы и слайд-шоу, посвященные истории театра клоунады «Лицедеи».

Закрыть