Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Блокадный ремонт: как возвращали подлодку М-90 в действующий флот

В осажденном Ленинграде под непрерывным огнем противника кораблестроители завода им. А.А. Жданова вели свой бой. Необходимо было любыми способами вернуть подлодку М-90 в действующий флот.

В осажденном Ленинграде под непрерывным огнем противника кораблестроители завода им. А.А. Жданова вели свой бой. Необходимо было любыми способами вернуть подлодку М-90 в действующий флот.

Накануне Великой Отечественной Ленинград по праву считался одним из крупнейших промышленных центров страны. Заводы и фабрики постоянно модернизировались и оснащались лучшим оборудованием, активно велось строительство новых предприятий. Наиболее динамично развивались тяжелое машиностроение и судостроение.

С началом войны значение развитой промышленности Ленинграда многократно возросло. В городе производилось огромное количество военной техники, боеприпасов и снаряжения, необходимого фронту.

Несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, противник быстро продвигался в глубь территории СССР, фашистская угроза нависла над Северной столицей. Чтобы сохранить производственный потенциал страны, была осуществлена беспрецедентная операция по эвакуации промышленных предприятий. При этом часть наиболее значимых фабрик, работавших непосредственно на фронт, осталась в городе, чтобы не прерывать рабочий процесс. Одно из таких предприятий – Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова (ныне Северная верфь), на котором даже в самые суровые дни блокады работа не затихала ни на минуту. С этим предприятием связана одна из примечательных страниц в истории блокадного Ленинграда – ремонт поврежденной подлодки М-90 под огнем противника всего в 3 км от линии фронта.

Опыт есть

Несмотря на то что Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова в основном специализировался на строительстве надводных кораблей, к началу войны кораблестроители успели построить и несколько подлодок. В 1932‑1933 гг. на верфи было собрано четыре подводных лодки типа "Щука". Во время Великой Отечественной войны лодки этого типа принимали активное участие в боевых действиях. Вклад в победу подлодок класса "Щ" даже отражен в известном фильме "Командир счастливой "Щуки".

Вынужденная задержка

После частичного ремонта на Адмиралтейских верфях подлодку М-90 отбуксировали на завод им. А. А. Жданова, где на субмарине должны были установить донную аппаратуру и провести ряд других работ.

"С помощью двух плавучих кранов лодку подняли из воды и поставили на берегу между большими стапелями и достроечным бассейном. Все необходимые работы были выполнены в кратчайшие сроки, но в июле-августе 1941 г. уже шли бои под Ленинградом. Фашисты усиленно бомбили сушу и море, что осложняло возможность спуска подлодки на воду", – говорит Игорь Ивановский, директор музея истории судостроительного завода "Северная верфь".

Немецкие войска занимали южный берег залива в районе Стрельны и Нового Петергофа. Лишь на Ораниенбаумском пятачке располагались советские войска. На всем протяжении Морской канал находился под артиллерийским огнем, фашисты могли обстреливать наши корабли прицельно, с близкого расстояния. По воспоминаниям Дмитрия Чалыка, бывшего в годы войны старшим строителем и ответственным сдатчиком судов на заводе им. Жданова: "С наступлением темноты канал освещался из Петергофа и Стрельны мощными прожекторами. Когда и этого врагу казалось мало, гитлеровцы развешивали над каналом "люстры". Осветительные снаряды, спускаясь на парашютах, на 5‑7 минут заливали все вокруг мертвящим зеленоватым светом, от которого, казалось, никуда не укрыться".

Лодку пришлось замаскировать и оставить на берегу, так как требовалось придумать новое техническое решение, чтобы спустить ее на воду при сложившихся обстоятельствах. "Стенка набережной имела уступ, заканчивавшийся у самой воды площадкой, за которой торчало несколько свай. Соорудить какой‑нибудь спусковой фундамент, хотя бы самый примитивный, не было возможности", – отмечает директор музея. По его словам, замаскированной М-90 пришлось стоять у стенки завода целых 16 месяцев, подвергаясь угрозе повреждений от артобстрелов и бомбежек.

Под огнем

Однажды удача отвернулась от лодки. Из-за близких разрывов пяти авиабомб ее корпус был пробит осколками в трех местах, при этом погиб рабочий завода и один матрос был тяжело ранен.

Во что бы то ни стало лодку было необходимо вернуть в строй. Решение вместе с группой инженеров нашел конструктор-кораблестроитель Орест Якоб, работавший на верфи в техническом бюро. "Он придумал максимально близко к берегу подвести баржу достаточных размеров, опереть на нее спусковые дорожки и спустить лодку боком. По мере продвижения лодки осадка баржи должна была увеличиться, спусковые дорожки вместе с баржей создали бы уклон, необходимый для бокового спуска", – поясняет замысел изобретателя Игорь Ивановский.

Стоит ли говорить, что одного небольшого просчета было бы достаточно для того, чтобы лодка застряла на полпути или получила новые повреждения. При этом операцию по спуску судна необходимо было провести в кратчайшие сроки, так как демаскированная лодка представляла для вражеской авиации уж больно лакомую цель.

Одно из ключевых достоинств идеи в том, что спуск предполагалось осуществить без традиционно применяемых плавучих кранов. Это было особенно важно, учитывая, что краны за счет своей высоты привлекли бы излишнее внимание и стали бы отличным ориентиром для гитлеровской авиации.

Немецкие самолеты регулярно кружили над заводом и, если замечали какие‑то работы, передавали информацию в свой штаб, тогда начинался минометный обстрел. Поэтому большинство работ приходилось на ночное время суток, что значительно затрудняло выполнение поставленной задачи.

Возникали у кораблестроителей и другие проблемы. Оказалось, что получить необходимую насалку для полозьев невозможно, так как необходимые для ее производства компоненты в условиях голода были попросту съедены. Инженерам спешно пришлось искать замену, варить новые пробы, опытным путем искать подходящий коэффициент трения.

Удачный спуск

23 октября 1942 г. кораблестроители приступили к спуску М-90. "На наше счастье, день был пасмурным и дождливым. Видимость была скверной, и фашистские самолеты в воздух не поднимались… Пошла лодка хорошо. Когда были убраны упоры, она держалась на одних пеньковых задержках и стала, как говорят, "проситься в воду", – рассказывал непосредственный участник спуска М-90 Орест Якоб.

По его воспоминаниям, как только перерубили трос, к которому были подведены концы от всех задержников, лодка сразу пошла по спусковым дорожкам, ускоряя бег. Качнув и накренив баржу, она погрузилась в воду с высоты нескольких метров. "Поднялась громадная туча брызг, скрывшая и лодку, и баржу, и весь прилегающий берег. Наконец в опадающих брызгах показалась раскачивающаяся на поднятых волнах рубка. С души как камень свалился", – добавил Орест Якоб.

Кораблестроители выполнили свой долг и внесли вклад в общее дело победы над фашистами. Подлодка и ее экипаж могли снова включиться в борьбу с врагом. Впоследствии М-90 достойно воевала, участвуя в обороне Ленинграда.

Закрыть