В Петербурге подвели итоги специальной линии «Нет коррупции!»
В Петербурге подведены итоги работы специальной линии «Нет коррупции!» в 2015 года. Они свидетельствуют об эффективности обратной связи между городской властью и горожанами по вопросам противодействия коррупции.
Специальная линия «Нет коррупции!» (работу которой обеспечивает Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности) действует с 2009 года. Данный ресурс включает в себя электронный почтовый ящик на официальном сайте Администрации Петербурга и постоянно действующую телефонную линию, работающую в режиме автоответчика.
Регулярные социологические опросы, которые проводит Комитет по печати и взаимодействию со СМИ, а также опросы экспертов свидетельствуют, что граждане достаточно хорошо информированы о работе специальной линии.
Более 40 процентов опрошенных жителей Петербурга знают о том, что могут обратиться к городской власти через линию «Нет коррупции!».
Две трети экспертов рассматривают специальную линию как серьезный фактор снижения коррупционных рисков в городе, наряду с внедрением антикоррупционных механизмов в рамках проведения административной реформы.
В 2015 году более трети всех сообщений о фактах коррупции, поступивших в исполнительные органы власти Петербурга, было направленно именно через специальную линию.
На петербургскую линию «Нет коррупции!» приходят обращения и из других регионов (причем не только из Ленинградской области): в 2015 году зафиксировано 21 такое обращение (в 2014 году – 15).
Организация работы специальной линии
На электронный почтовый ящик «Нет коррупции!» можно направлять не только сообщения о коррупционных проявлениях, но и информацию о неисполнении (недобросовестном исполнении) служебных обязанностей государственными и муниципальными служащими, о превышении служебных полномочий, о нарушениях прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, о фактах вымогательства со стороны должностных лиц, необоснованных запретах и ограничениях.
Электронный почтовый ящик размещен по сетевому адресу: http://www.zakon.gov.spb.ru/hot_line.
Специально выделенная телефонная линия, действующая в Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности, предназначена только для приема сообщений о конкретных фактах коррупции (телефон 576-77-65). Телефонная линия работает в режиме автоответчика с 9:00 до 18:00 мск по рабочим дням (по пятницам – до 17:00).
Продолжительность сообщения – до 8 мин. Для всей поступившей на специальную линию информации обеспечивается конфиденциальный характер.
Рассмотрение сообщений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Ответ на обращение, поступившее на специальную линию «Нет коррупции!» в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Анонимные обращения (без указания фамилии и имени заявителя) рассматриваются только в случае, если в них содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. При этом ответ на обращение не дается.
Если в обращении не содержится почтовый либо электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ, письменный ответ на обращение также не дается.
Для проверки информации сообщения направляются в правоохранительные, надзорные и контролирующие органы, а также в компетентные исполнительные органы городской власти.
Статистика обращений в 2015 году
В течение 2015 года на специальную линию «Нет коррупции!» поступило 643 обращения (за 2014 год – 639, за 2013 год – 763, за 2012 год – 1086, за 2011 год – 1169), из них анонимных – 79 обращений.
Доля анонимных обращений по сравнению с уровнем 2011–2014 годов выросла и составляет 12,3 процентов от общего числа поступивших обращений (в 2014 году – 8,4 процентов).
Реальные признаки коррупционных проявлений указывались в 163 сообщениях (за 2014 год – 153, 2013 год – 131, за 2012 год – 157, за 2011 год – 86). Удельный вес таких обращений неуклонно растет, и по итогам 2015 года составил 25,3 % (в 2014 году 23,9 %, в 2013 году – 17,2 %, в 2012 году – 14,5 %, в 2011 году – 7,3 %) от общего числа поступивших обращений.
В 2013–2014 годах число обращений граждан, поступающих на специальную линию «Нет коррупции!», сокращалось. В 2015 году эту тенденцию удалось переломить – за счет постоянной рекламной кампании о работе специальной линии «Нет коррупции!» (баннеры, плакаты, реклама в метро, городских печатных изданиях, информация в государственных учреждениях).
По каналам поступления обращения распределились следующим образом:
– 193 сообщения поступило на специально выделенную телефонную линию (в 2014 году – 253);
– 450 сообщений поступило на электронный почтовый ящик (в 2014 году – 386).
Таким образом, поступление обращений на электронный почтовый ящик по сравнению с прошлым годом существенно возросло (на 16,6 %). В тоже время поступление обращений на специально выделенную телефонную линию сократилось на 23,7 %. Можно предположить, что жители Петербурга стали более активно использовать современные электронные устройства и технологии для обращения в государственные органы.
В 2015 году на 12% возросло количество запросов, которые направлялись Комитетом для проверки информации и дальнейшего рассмотрения обращений по коррупционным проявлениям в различные органы власти. Всего было направлено 784 запроса (за 2014 год – 700, за 2013 год – 865, за 2012 год – 1142, за 2011 год – 1191).
Наибольшее количество запросов было направлено:
– в Главное управление МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – 243 (в 2014 году – 153);
– в администрации районов Санкт-Петербурга – 160 (в 2014 году – 174).
Обращения с указанием признаков коррупции
Признаки коррупционных проявлений, указанные в обращениях, затрагивали 35 сфер общественной деятельности (в 2014 году – 26 сфер). Из них наиболее часто в обращениях поднимались следующие вопросы (с учетом вопросов, затрагивающих другие субъекты РФ):
- деятельность ГУ (ГУП) СПб, в том числе их конкретных работников (в различных сферах жизни города) – 63 в 2015 году, 37 в 2014 году;
- образование – 50 в 2015 году, 24 в 2014;
- деятельность правоохранительных органов – 35 в 2015 году, 27 в 2014;
- здравоохранение – 20 в 2015 году, 20 в 2014;
- жилищно-коммунальное хозяйство – 10 в 2015 году, 11 в 2014;
- торговля и предоставление услуг – 19 в 2015 году, 24 в 2014;
- деятельность конкретных гражданских служащих Петербурга – 7 в 2015 году, 6 в 2014;
- судебная деятельность, нотариат, адвокатура – 5 в 2015 году, 1 в 2014;
- государственные и муниципальные закупки – 5 в 2015 году, 4 в 2014;
- трудовые отношения – 5 в 2015 году, в 2014 не было подобных обращений;
- транспорт и организация дорожного движения – 5 в 2015 году, 2 в 2014;
- благоустройство – 4 в 2015 году, 4 в 2014;
- деятельность муниципальных образований и муниципальных служащих – 3 в 2015 году, 6 в 2014.
Наиболее существенный рост числа обращений о коррупции отмечается в сферах:
– трудовых отношений («мертвые души», злоупотребления при выплате заработной платы и т.п.);
– деятельности транспортных организаций (мздоимство с кондукторов и водителей);
– судебной деятельности, адвокатуры и нотариата (как правило, в связи с неудовлетворенностью заявителей вынесенными решениями);
– благоустройства (целесообразность ремонтных работ и т.п.);
– образования (при этом существенно выросло количество жалоб на ВУЗы, расположенные в Санкт-Петербурге – всего 22 жалобы).
Имевший место в 2013–2014 годах рост числа обращений о коррупции в сфере торговли и предоставления услуг в 2015 году прекратился.
Всего поступило 17 обращений, в которых поднимались вопросы о незаконном функционировании объектов торговли, а также содержались сведения о торговых объектах, осуществляющих реализацию алкогольной продукции с нарушениями действующего законодательства (за 2014 год – 24).
Сокращение числа жалоб на торговлю может быть, в частности, связано с начавшейся в 2015 году активной деятельностью Управления по контролю за соблюдением законодательства об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге (подразделение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности). Сотрудниками данного управления в течение 2015 года составлено и направлено в административные комиссии более 18 тысяч протоколов по фактам несанкционированной торговли.
Достаточно большое количество жалоб поступило на деятельность ГУ (ГУП), подведомственных исполнительным органам, и на их конкретных работников (в самых различных сферах жизни города).
Доля таких обращений составляет 38,6 % от всехобращений с признаками коррупции. Из 63 обращений данной сферы в 25 случаях поднимались вопросы о коррупционных проявлениях в деятельности работников и руководителей организаций среднего и дошкольного образования.
Обращения без указания признаков коррупции
Из числа других обращений (в количестве 480) больше всего заявители обращались по вопросам:
– деятельности ГУ и ГУП, подведомственных исполнительным органам власти Санкт-Петербурга (в различных сферах) – 71;
– деятельности жилищно-коммунальных организаций, оплаты коммунальных услуг за отопление и общедомовые нужды – 56;
– правоохранительной деятельности – 51;
– деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и их сотрудников – 38;
– реализации жилищных прав – 30;
– строительства и реконструкции различных объектов – 27;
– торговли и предоставления услуг – 26.
Результаты рассмотрения обращений
По обращениям с указанием признаков коррупционных проявлений (всего 163):
– в 19 случаях информация подтвердилась частично;
– факты, изложенные в 64 обращениях, не подтвердились;
– 21 обращение направлено для рассмотрения в другие регионы (ответ по ним получать не планируется);
– по остальным сообщениям (59) проведение проверок, в том числе дополнительных, продолжается.
По обращениям, не содержащим указания на признаки коррупции (всего 480):
– в 68 случаях информация, содержащаяся в обращениях, нашла подтверждение в полном объеме;
– в 26 случаях факты подтвердились частично;
– в 200 случаях факты подтверждения не нашли;
– 35 обращений направлены для рассмотрения в другие регионы (ответ по ним получать не планируется);
– в 20 случаях направлены ответы заявителям без направления на дополнительное рассмотрение (как правило, одновременно даны соответствующие разъяснения, либо информация принята к сведению);
– по прочим (131) проведение проверок продолжается.
В подавляющем числе случаев, когда информация подтвердилась полностью или частично, компетентными государственными органами были приняты меры по устранению выявленных нарушений, наказанию виновных в дисциплинарном порядке, заявителям оказано содействие либо даны необходимые разъяснения.