Яндекс.Метрика
  • Елена Ефимова, главный хранитель ГМЗ «Гатчина»

Гатчинский дворец в пятый раз отметит День хранителя

Пять лет назад в Гатчинском дворце была учреждена памятная дата – День хранителя. Посвящен этот день людям, которые в музейной жизни чаще всего остаются «за кадром», но без чьей работы не было бы самого музея. Именно эти люди сохраняют, изучают, готовят к реставрации предметы истории и искусства, составляющие музейные коллекции, создают экспозиции, организуют выставки. Дата 22 марта выбрана не случайно. Это день рождения С.Н. Балаевой – легендарного главного хранителя Гатчинского дворца, которая 40 лет жизни отдала музею.

Пять лет назад в Гатчинском дворце была учреждена памятная дата – День хранителя. Посвящен этот день людям, которые в музейной жизни чаще всего остаются «за кадром», но без чьей работы не было бы самого музея. Именно эти люди сохраняют, изучают, готовят к реставрации предметы истории и искусства, составляющие музейные коллекции, создают экспозиции, организуют выставки. Дата 22 марта выбрана не случайно. Это день рождения С.Н. Балаевой – легендарного главного хранителя Гатчинского дворца, которая 40 лет жизни отдала музею.

Серафима Николаевна, дочь дворянина, прогрессивного педагога, преподавателя русского языка и литературы Николая Васильевича Балаева и учительницы городской начальной школы Серафимы Ивановны Балаевой, родилась в 1889 г. в Санкт-Петербурге. Она получила прекрасное образование: окончила Василеостровскую женскую гимназию, занималась на курсах П. Ф. Лесгафта, затем перешла на знаменитые Высшие женские (Бестужевские) курсы (историко-филологическое отделение, группа русской истории), которые с отличием окончила в 1911 г. В совершенстве знала французский язык. 

С 1911-го по 1919 г. Серафима Балаева преподавала в частной женской гимназии М. Д. Могилянской в Петрограде. Тогда же в этой гимназии работал Владимир Кузьмич Макаров – искусствовед и историк, ставший в 1918 г. первым хранителем Гатчинского дворца.

Начало

В июне 1919 г., через год после открытия музея в Гатчинском дворце, Серафима Балаева начала свою деятельность в Гатчине под руководством В. К. Макарова.

Это было тяжелое для нашей страны время, но те годы были и годами становления музейного дела в советской России.

Сохранились рабочие дневники С. Н. Балаевой (с 1924-го по 1956 г.). В 2005 г. они были изданы и стали настольной книгой для хранителей. В них описана повседневная музейная работа.

Болеть не время

В 1924‑1928 гг. в Гатчинском дворце (как и в других пригородных дворцах) работали комиссии по отбору вещей в Государственный музейный фонд и Антиквариат. В результате их деятельности из Гатчинского дворца ушло свыше 100 тыс. предметов. Сотрудники, пытавшиеся спасти музейные сокровища, были уволены и репрессированы. Так, в 1928 г. был снят с работы В. К. Макаров, его отправили в ссылку в Череповецкий уезд.

Время для сотрудников было психологически тяжелое. В результате всех перипетий – проблемы со здоровьем. Запись 24 марта 1928 г. гласит: «Визит к доктору, неутешительные сведения – неврастения. Невроз, расширение сердца и т. д., требует немедленно прекратить работу и на продолжительное время. Не время!»

С мая 1933 г. Серафима Николаевна стала заведующей художественным сектором, то есть возглавила хранительскую работу.

Война

Очередное серьезное испытание для сотрудников наступило в 1941 г. Двадцать второе июня началось совершенно обычно: «Совещание с экскурсоводами по дворцу. Об изменениях в методической работе на 1941 г. Консультация по методической разработке новым экскурсоводам».

Далее: «22 на 23 июня. 23 июня – 4 июля. Ночь. Упаковка Ружейного арсенала. Продолжение упаковки Ружейного арсенала. Упаковка особой кладовой. 1 очередь. Смирнов Г. В. призван в Красную Армию. Упаковка вещей 1 и 2 очереди (по эвакуационным спискам). Разобраны Парадные комнаты Павла I, III этаж (выставка), приемные комнаты Александра III, начаты работы по разборке комнат Николая I, Китайской галереи (фарфор, лаки и пр.) перенесены в кладовую за Китайской». 

Седьмого июля был отправлен первый эшелон с экспонатами, 13‑го – второй. Для упаковки вещей оставалось все меньше сотрудников – мужчины уходили на фронт, с эшелонами уезжали сопровождающие. 

Помимо упаковки экспонатов для отправки в эвакуацию занимались еще и «захоронением» скульптуры и ящиков с крупногабаритной бронзой. Проводили работы по охране здания: закладывали окна кирпичом и заделывали щитами. 

К 20 августа во дворце осталось всего 12 сотрудников музея.

Спасти и сохранить

Спасение экспонатов продолжалось, несмотря на обстрелы. Работой и обустройством жизни во дворце руководила Серафима Николаевна. Из ее дневника: «21 августа. Ночь с 20 на 21‑ое прошла исключительно спокойно». На полях слева: «Обстрел лишь с 2 до 3 ч. ночи. …Идиллическое утро. Умываемся на озере. Носим воду, топим кухню. Греем для всех кипяток, варим рисовую кашу». На полях: «Патифон: «Мой милый город. Спи спокойно!» …Женщины плачут».

Упакованные вещи продолжают вывозить на грузовиках в Ленинград. Девятого сентября с утра непрекращающиеся налеты, последние сотрудники музея покидают Гатчину.

Хранилище музейных фондов из пригородных дворцов-музеев было организовано в подвалах Иса­акиевского собора. Серафима Николаевна Балаева была старшей из работающих там музейщиков.

Читая ее рабочие дневники, видишь, что сотрудники выполняли обычные обязанности по сохранению экспонатов: проверка сохранности, проветривание, описание. Составлялись отчеты по эвакуации, описи оставшегося в Гатчине имущества. Помимо работы с музейными вещами готовили и читали лекции военным. То есть шла обычная работа, которая осложнялась обстрелами, смертью коллег.

Возвращение

В конце января 1944 г. Гатчина была освобождена, и Серафима Николаевна Балаева вернулась в Гатчинский дворец. Началось возвращение музея к жизни.

С февраля 1944 г. приступила к работе комиссия по определению ущерба.

Первые расчистки здания, устройство кладовой в подвале, работы в парке Серафима Николаевна Балаева организовывала с большим трудом, так как сотрудников не хватало. 

Тогда же начинается и возврат музейных предметов. Возвращаются вещи разными путями: раскапываются «захоронения» скульптуры и бронзы, находятся в окрестностях Гатчины в частных домах, возвращаются из эвакуации. 

Седьмого марта 1945 г. С.Н. Балаева записала: «А.Н. Роткевич нашел портрет С.И. Мордвинова (инв. №40295/, в 1925 г. полученный из Русского музея, работы неизвестного мастера XVIII в.). Немцы забили им окно в коридоре. Холст пробит. Прорван, есть осыпание, но реставрация возможна. Портрет хорошей работы. Удачная находка».

Несмотря на все сложнос­ти, уже с 1945 г. началась реставрация парковой скульп­туры, подготовка выставок, читались лекции и велись работы в парке. 

Проходили и встречи с коллегами из других дворцов-музеев – обсуждались открывающиеся выставки, общие планы.

Последние годы

С января 1946 г. начались осмотры Гатчинского дворца на предмет передачи его военным. Это закончилось тем, что в 1951 г. Гатчинский дворец-музей был изъят из ведомства Городского отдела культурно-просветительской работы Ленинграда почти на 40 лет и полностью передан военно-морскому ведомству. Спасенные экспонаты перешли в Центральное хранилище музейных фондов.

Дирекция дворца-музея переехала в здание паркового павильона «Птичник». Главный хранитель С. Н. Балаева была переведена сначала на должность лектора-экскурсовода, а вскоре на должность главного хранителя Гатчинского парка. 

Потеряв дворец, Серафима Николаевна вкладывала все силы в его изучение и сохранение. В 1956 г. ее уволили в связи с выходом на пенсию. К этому времени Серафиму Николаевну ждал еще один удар – родительский дом на Васильевском острове, в котором она жила многие годы, готовили к сносу (на его месте построили станцию метро «Василеостровская»). Снесен дом, нет больше дворца-музея, 22 мая 1960 г. не стало и С.Н. Балаевой.

Но спустя годы Гатчинский дворец все‑таки вернулся в число пригородных музеев-заповедников. Сейчас продолжается реставрация, открываются новые интерьеры, выставки, возвращаются в родные стены экспонаты. И в память о замечательной мужественной женщине в Гатчинском дворце ежегодно отмечается День хранителя.

Закрыть