Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Морские династии Петербурга хранят флотские традиции

Сто десять лет назад в нашем городе состоялось рождение подводного флота. С тех пор город на Неве по праву считается его кузницей. Конструкторские бюро, где разрабатываются проекты новых субмарин, судостроительные заводы, воплощающие в жизнь смелые идеи конструкторов, учебные заведения, в которых готовят профессионалов-подводников.

Сто десять лет назад в нашем городе состоялось рождение подводного флота. С тех пор город на Неве по праву считается его кузницей. Конструкторские бюро, где разрабатываются проекты новых субмарин, судостроительные заводы, воплощающие в жизнь смелые идеи конструкторов, учебные заведения, в которых готовят профессионалов-подводников. За долгую и богатую историю подводного флота в Петербурге возникли десятки настоящих морских династий.

Это семьи, знающие не понаслышке обо всех трудностях, с которыми связана жизнь моряка-подводника, и, несмотря на это, свято хранящие флотские традиции. В этих семьях сыновья продолжают дело отцов, а внуки пока только мечтают о морских приключениях. Это особенные по духу люди, безгранично верные подводному флоту и своему Отечеству, готовые беззаветно служить ему, защищая от любого врага. Сегодня "Петербургский дневник" знакомит читателей с представителями двух таких династий. r>

Вахту капитана-отца теперь несет сын

Аркадий Ефанов родился 3 июня 1953 г. в небольшом городке Суворове Тульской области. С детства увлекался радио­электроникой и мечтал о море. В 1975 г. поступил в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова в Петергофе.

"Когда дали первое увольнение и мы с товарищами увидели красоты Петергофа, это было настоящее потрясение. Никогда раньше мы такой красоты не видели", – вспоминает Аркадий Ефанов.

Окончив обучение, получил назначение в Западную Лицу (пункт базирования Северного флота) командиром гидроакустической группы на подлодку 2‑го поколения 670-го проекта.

"Я никогда и не представлял, что пойду по командной линии. Просто честно исполнял свой долг, старался достичь наилучшего результата", – говорит подводник.

Командование флотом заметило перспективного офицера, и уже в 1987 г. Аркадия Ефанова назначили командиром подлодки К-173 "Красноярск".

Смутное время

К осени 1993 г. Россия страдала от политической лихорадки, кульминацией которой стал расстрел Белого дома. В это непростое время перед капитаном 1-го ранга Ефановым была поставлена задача совершить подледный транс­арктический переход с целью перебазирования новейшей АПЛ К-456 "Касатка" с Северного на Тихоокеанский флот. Подобный опыт у Ефанова был: в 1991 г. он успешно перегнал из Североморска на Камчатку другую субмарину.

Какой ценой дается такой успех, пожалуй, знают только те, кто на себе испытал подледную романтику полярных походов.

Кроме того, в походе подводники должны были проверить работоспособность стратегически важных буев, по сигналам которых ориентировались наши субмарины, совершающие боевое патрулирование подо льдами. От исправности этих устройств во многом зависела боеготовность подводных сил при нанесении ядерного удара возмездия.

Несмотря на все труднос­ти похода и сложнейшую политическую обстановку, Аркадий Ефанов выполнил поставленную задачу.

По завершении перехода Ефанов был представлен к званию Героя Российской Федерации. Впоследствии герой-подвод­ник командовал АПЛ К-410 "Смоленск" проекта 949А "Антей". 

Теперь его вахту с честью несет сын Андрей, который служит на том же корабле.

Решение мужчины

Сначала Андрей поступил в Санкт-Петербургский колледж авиационного приборостроения и автоматики, стал отличником, но в какой‑то момент осознал, что без моря его жизнь не будет полной.

"Когда жена узнала о его решении, сначала ударилась в слезы. Ей хватило моей службы, когда по полгода отсутствуешь дома, – рассказывает Аркадий Ефанов. – Только когда она увидела, что это решение не мальчика, но молодого мужчины, она приняла его выбор".

Андрей неоднократно был отмечен командованием флота за отличную службу. Своими успехами он лишний раз подтвердил, что принятое им решение было верным.

"Я горжусь, что служу на этом корабле, – говорит Андрей Ефанов. – Конечно, это накладывает определенную ответственность, приходится предъявлять к себе более высокие требования. Главное – помнить, что делаешь важное дело – Родину защищаешь".

Судьба связала с флотом на всю жизнь 

Марк Коновалов, капитан 1-го ранга (запаса), историк флота, поделился своим исследованием одной из удивительных флотских динас­тий. Морская история этой семьи берет начало в далеком 1910 г., когда Михаил Сергеев поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Окончив обучение, молодой мичман отправился на Черноморский флот, где получил назначение на должность командира батареи эскадренного миноносца "Синоп".

Во время Первой мировой войны корабль обеспечивал охрану Севастопольской гавани и в море не выходил, что очень тяготило смелого моряка, мечтающего о славе. Еще перед отъездом из Петербурга Михаил побывал на Комендантском аэродроме близ Черной речки. Молодого человека восхитили летающие машины, но он не представлял свою жизнь без моря.

Две стихии

В 1916 г. Михаил решил объединить две стихии и подал рапорт командованию с просьбой отправить его на учебу в школу морских летчиков. В июле того же года пилоту Сергееву присвоили чин лейтенанта и направили в дивизион корабельной авиации, который вместе с двумя воздушными бригадами и отрядом дирижаблей входил в состав воздушной дивизии Черноморского флота.

На тот момент два парохода – "Император Александр I" и "Император Николай I" были переоборудованы в гидрокрейсеры и имели на борту до семи гидропланов. С конца 1916 г. Михаил принимает участие в боевых вылетах на города Варна, Констанца и береговые объекты в районе Босфора. В марте 1917 г. летающая лодка М-9 с крейсера "Александр I" была обстреляна турецкими войсками. Получив пробоину топливного бака, гидроплан приводнился.

К подбитому самолету направилась турецкая шхуна, но Михаил и его верный штурман не собирались сдаваться. На остатках бензина они завели мотор и, не отрываясь от воды, понеслись навстречу шхуне, стреляя из пулемета. Обескураженные турки попытались скрыться от внезапного преследования, но самолет не отставал. В панике экипаж корабля спустил шлюпки и поспешил к берегу. Сняв с тонущего гидроплана все оборудование, летчики перешли на борт захваченного судна. Спустя 6 дней они привели ее к российскому берегу.

На дорогах войны

После Октябрьской революции Михаил Сергеев вступил в Красную армию и принимал активное участие в Гражданской войне. В 1920 г. у него родился сын Константин, который затем поступил в Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского в Ленинграде, чтобы пойти по стопам отца.

В начале Великой Отечест­венной войны Константин получил назначение на подвод­ную лодку М-214, но в связи с тяжелым положением на фронте был перенаправлен в Сталинград инженером-механиком дивизиона катерных тральщиков Волжской военной флотилии. По счастливому совпадению Михаил тоже оказался в осажденном городе. Он занимался переоборудованием гражданских кораблей в мониторы, на которых устанавливали артиллерийские орудия калибром до 120 мм. Так встретились на дорогах войны отец и сын.

Во время Сталинградской битвы, под Новый, 1943 г. Константин прибыл на Северный флот, где стал служить командиром моторной группы БЧ-5 Краснознаменной подводной лодки К-21. Она участвовала в 12 боевых походах, потопила 17 кораблей противника. Провела атаку на линкор "Тирпиц", чем спасла конвой PQ-17, идущий в Мурманск.

В мирное время жизнь Константина была тесно связана с флотом. Его сыновья – Андрей и Кирилл также окончили Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского и достойно продолжили дело своих героических предков.

Закрыть