Яндекс.Метрика

Рестораны и торговля петербуржцев больше не удовлетворяют

В Санкт-Петербурге отмечается снижение уровня удовлетворенности горожан предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Аналитики связывают это с падением доходов петербуржцев.

В Санкт-Петербурге отмечается снижение уровня удовлетворенности горожан предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Аналитики связывают это с падением доходов петербуржцев.

Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр провел исследование отношения горожан к работе предприятий торговли, общест­венного питания и бытового обслуживания.
Если в прошлом году по этому показателю наблюдалась положительная динамика, то в этом году отмечается снижение. Многих горожан не устраивает качество работы ресторанов, кафе, парикмахерских, салонов красоты и магазинов.

Меньше баллов

В 2014 г. петербуржцы оценили сферу торговли на 4 балла из 5, общественное питание получило 3,9 балла, 3,8 балла было дано сфере бытового обслуживания. Однако наблюдавшийся рост позитива в оценке работы этих сегментов потребительского рынка и услуг неожиданно сменился падением.

Согласно информации аналитиков, в 2015 г. отмечается снижение средних оценок в ряде районов. По мнению экспертов, это связано в первую очередь с ухудшением материального положения горожан в связи с кризисными явлениями в российской экономике. В итоге это отразилось и на качестве работы заведений, и на возможностях самих потребителей, которые вынуждены экономить.

Так, средние оценки работы предприятий торговли в 2015 г. колеблются от 3,8 балла до 4,3 по 5‑балльной шкале.

По сравнению с 2014 г. средний балл снизился в четырех районах. Недовольных качеством шопинга стало больше в Калининском, Кировском, Колпинском и Невском районах. А хуже всего ситуация с качеством работы предприятий торговли обстоит в Петроградском районе: средняя оценка здесь самая низкая. Выше, чем в среднем по рай­онам, работу предприятий торговли оценили в Московском, Приморском и Фрунзенском районах.

Кстати, Московский и Приморский районы в 2014 г. также были более благополучны в этом аспекте, чем другие районы города. Их жители сочли, что проблем с покупками у них в районах нет.
Ситуация с оценкой кафе и ресторанов выглядит несколько хуже. Средние оценки работы в этой сфере в 2015 г. колебались от 3,5 балла до 4,3. По сравнению с 2014 г. средний балл снизился в восьми районах.

Ниже, чем в среднем по городу, работу предприятий общепита оценили в трех пригородных районах: Кронштадтском, Курортном и Петро­дворцовом. Не могут найти хорошие рестораны жители Калининского, Красногвардейского, Красносельского и Невского рай­онов. В историческом цент­ре города, а это Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский и Центральный районы, судя по оценкам горожан, по‑прежнему есть шанс попасть в заведение, где вкусно накормят. Традиционно высокую оценку своим кафе дали жители Приморского района.

Средние оценки работы предприятий бытового обслуживания в 2015 г. колеблются от 3,7 до 4 баллов. По сравнению с прошлым годом средний балл снизился в половине районов.
Только в Приморском районе средняя оценка работы предприятий бытового обслуживания существенно выше среднегородской (4 балла против 3,8).

Спрос и предложение

Экономическая ситуация отразилась не только на уровне удовлетворенности качеством работы в этих сферах, но и на потребительской возможности.

Так, по данным Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, оборот розничной торговли за 2015 г. снизился на 12,2 % в сопоставимых ценах по сравнению с 2014 г.

Отрицательная динамика оборота розничной торговли вызвана сокращением спроса, наблюдавшимся в течение 2015 г. из‑за снижения покупательской способности населения и роста сберегательной активности.

В первую очередь горожане ограничивают себя в сфере непродовольственных товаров, так как именно в этом сегменте наблюдается наибольший рост цен, который составил 115,8 % в декабре 2015 г. к декабрю 2014 г. Если сравнивать показатели 2014 и 2013 гг., то тогда этот показатель был 108,9 %.

В прошлом месяце отмечено небольшое снижение цен на продукты. Так, цены на картофель упали в магазинах на 0,9‑27 %.

В целом, по данным Петростата, за год картофель подешевел на 33 %. Это связано в первую очередь с ростом предложения – объемы производства картофеля в 2015 г. выросли на 6,7 %. Снизилась стоимость куриного мяса на 1,4 %. Подешевело также молоко. При этом по‑прежнему наблюдался рост цен на рис, сахар, огурцы, мороженую рыбу.

Общая тенденция роста стоимости всех видов товаров сохранялась в течение всего прошлого года.

В итоге инфляция привела к снижению темпов роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения Санкт-Петербурга. В среднем размер денежных доходов на душу населения по итогам прошедшего года составил 37,4 тыс. рублей.

При этом стоит отметить, что в Санкт-Петербурге средняя номинальная заработная плата по итогам 2015 г. превысила среднероссийский показатель на 28,9 %. Если в среднем по России зарплата достигла показателя 33,9 тыс. рублей, то в Северной столице – 43,7 тыс. рублей.

По итогам года также наблюдался рост уровня безработицы с 1,4 до 2,1 %. Впрочем, и этот показатель по Санкт-Петербургу остается существенно ниже среднероссийского (5,6 %), поэтому критичным его назвать нельзя.

Исследование показало, что самые довольные ресторанами и магазинами горожане сейчас живут в Приморском районе. Именно здесь оценки трех аспектов сферы потребительского рынка превышают средние по районам. Падение уровня оценки по сравнению с 2014 г. практически не отмечено.

Согласно проведенному исследованию, если предприятиям торговли сейчас удается держать достаточно хороший уровень, то в сфере общественного питания и бытового обслуживания показатели падают намного стремительней.

Закрыть