Яндекс.Метрика
  • Олеся Гончарова

Торговые сети в Петербурге укрупняются

Количество торговых сетей в Петербурге за последние 5 лет несколько снизилось: некоторые из них либо совсем уходят с рынка, либо присоединяются к более крупным сетям. Конкурировать с крупной сетевой торговлей под силу далеко не каждому.

Количество торговых сетей в Петербурге за последние 5 лет несколько снизилось: некоторые из них либо совсем уходят с рынка, либо присоединяются к более крупным сетям. Конкурировать с крупной сетевой торговлей под силу далеко не каждому.

Несмотря на то что общее количество магазинов сетевой торговли сокращается, крупнейшие сети в последние несколько лет нарастили свою долю на рынке розничной торговли в Петербурге. Так, по данным управления Федеральной антимонопольной службы по СПб (УФАС по СПб), если в 2007 2011 гг. они занимали 75 % рынка, то в 2013 2014 гг. – уже более 80 % по розничным продажам продуктов. При этом в УФАС по СПб отмечают, что почти 50% рынка приходится на сети X5 Retail Group (магазины "Карусель", "Пятерочка", "Перекресток"), "О’Кей" и ООО "ТД "Интерторг" (магазины "Семья" и SPAR). А с учетом "Ленты" и "Дикси" на них приходится 70 % розничной торговли.

По проторенной дорожке

По статистике УФАС по СПб, на начало 2015 г. в Петербурге насчитывалось более 770 магазинов, супермаркетов и гипермаркетов этих торговых гигантов. При этом существенная их часть приходится на X5 Retail Group.

Уходят с рынка, как правило, небольшие сетевики – и сокращается их количество быстрее, чем появляются новые проекты сетевой торговли. Такие тенденции наблюдаются в целом по стране, а в Петербурге, который является практически пионером сетевой торговли, они особенно заметны.

"Оборот "Магнита", например, около 1 трлн рублей. К 1 трлн приближается и X5 Retail Group. Мало кто сможет конкурировать с таким бизнесом", – говорит Иван Федяков, генеральный директор информационно-­аналитического агентства INFOLine. Хотя в целом, по мнению эксперта, розничная торговля как в Петербурге, так и в России идет по тому же пути, по которому десятилетия назад прошла Европа – в некоторых европейских странах на долю трех-пяти крупнейших сетей приходится до 60 70 %, а иногда даже и 80 % всего розничного товарооборота. Отечественная торговля движется по тому же пути, просто в России эти тенденции тормозят масштабы и география, и не факт, что крупные сети захотят вообще выходить в отдаленные регионы.

Между тем Петербург значительно опережает российский тренд – по России на современные сетевые форматы торговли приходится около 50 % розницы, в то время как в Северной столице – более 80 %.

"Но новый бизнес маловероятен. Нужно понимать, что крупные игроки – это не только магазины, это огромная инфраструктура из распределительных центров, выстроенных логистических цепочек, персонала и так далее", – добавляет Иван Федяков.

Сложные маневры

В качестве примера небольшого сетевика в Петербурге, который ушел с рынка, можно привести сеть супермаркетов "Сетка", часть бизнеса которой была передана конкурентам. А пару лет назад Северную столицу покинула сеть супермаркетов "Фреш".

Впрочем, эти тенденции касаются не только торговли продовольствием и не только сетевых форматов. 

Так, некоторые производители пытаются развивать собственную торговлю, но не всегда эти попытки оказываются эффективными и целесообразными. Например, собственные магазины в Петербурге свернул агропромышленный холдинг "Мираторг".

Хотя есть и успешные примеры, когда производители запускают собственные торговые точки. Среди них магазины ОАО "Великолукский мясокомбинат" или из относительно небольших производителей – ГК "Лосево" (специализируется на молочной продукции). Кстати, в компании "Лосево" прокомментировали, что собственные магазины нужны производителю, во первых, потому что не все сети готовы представить на полках весь ассортимент продукции предприятия, а во вторых, для того чтобы меньше зависеть от сетей.

"На данный момент соотношение отгружаемой продукции для своей розницы и контрагентов составляет 60 % и 40 %, и мы стараемся сохранить эту пропорцию", – прокомментировали в  ГК "Лосево".

Для того чтобы привлечь покупателей, компания стала представлять в своих магазинах не только свою продукцию, но и других производителей и фермерских хозяйств – фрукты, овощи, птицу, яйца и т. д. По такому пути идут большинство производителей, развивающих свою розницу. 

К сожалению, сделать дополнительные вложения в развитие собственной торговали могут не все производители.

Поели – и в аптеку

По данным аналитического агентства INFOLine, помимо крупных федеральных сетей сегодня растут специализированные сети (торгующие отдельными категориями товаров, например, алкоголем, мясом или молоком). Региональные сетевые магазины стагнируют, а доля традиционной торговли становится все меньше. Эксперты считают, что эти тенденции будут усиливаться.

Что касается продовольственного сегмента, то он в 2015 г. вырос в деньгах – покупатели стали тратить на еду существенно больше.

Вместе с тем высоким спросом пользуются аптеки, косметика, детские товары и моторное топливо. А вот одежда, бытовая техника, товары для ремонта и мебель "просели".


Закрыть