Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Неуязвимые "Лиры" из Ленинграда: как строили титановые подлодки-автоматы

В 70-х гг. прошлого века на ленинградских верфях началось строительство титановых подлодок-автоматов 705-го проекта "Лира". В разработке этих судов принимало участие более 200 КБ, НИИ и заводов СССР. Результатом их совместного труда стало создание субмарины, неуязвимой практически для всех существовавших на тот момент видов вооружения.

В 70-х гг. прошлого века на ленинградских верфях началось строительство титановых подлодок-автоматов 705-го проекта "Лира". В разработке этих судов принимало участие более 200 КБ, НИИ и заводов СССР. Результатом их совместного труда стало создание субмарины, неуязвимой практически для всех существовавших на тот момент видов вооружения.

Применение ядерных силовых установок значительно расширило возможности подвод­ного флота. Теперь субмарины могли неделями не подниматься на поверхность, скрываясь от всевидящего ока разведки противника. Колоссальная мощь новых энерго­установок позволила создавать более крупные по тоннажу суда, как следствие, появилась возможность установить на подлодки новые виды вооружения. Перед инженерами открылись невиданные доселе возможности.

Освоили титан

В 1968 г. на Ново-Адмиралтейском заводе (ныне АО "Адмиралтейские верфи") в Ленинграде была заложена опытная атомная подлодка 705-го проекта К-64.

"Когда нашему заводу поручили строить эту подлодку, нужно было совершить огромный технический скачок – перейти от строительства дизель-электрических подводных лодок к атомным, причем работать с титаном, – вспоминал о тех годах директор Ново-Адмиралтейского завода Владимир Харитонов. – Нужно было не просто менять технологию, а создавать другой завод!"

На новых лодках выполнялся колоссальный объем опытных работ, поэтому особое внимание уделялось подбору и обучению кадров. Заводу дали "зеленый коридор" в этом направлении – в итоге численность стапельного цеха увеличилась вдвое и достигла 1,5 тыс. человек.

"Предстояла работа с абсолютно новым для нас металлом – титаном, который не терпит не то что грязи, лишней пылинки. Для него необходим свой особый микроклимат. Поэтому велась напряженная подготовительная работа: покраска, монтаж вентиляции, централизованная подача газа и т. д.", – вспоминал Давид Кафель, с 1964-го по 1973 г. возглавлявший стапельный цех Ново-Адмиралтейского завода.

Заинтриговали Запад

Один из самых важных и ответственных этапов строительства любого корабля – его передача флоту.

Ввиду высокой сложности проекта и огромного количества новаторских идей по решению директора завода в состав сдаточной команды вошли около тысячи человек. При этом К-64, даже с учетом коридоров 2‑го этажа центрального поста (единственного обитаемого отсека), могла вместить максимум 60 человек. Специалистам приходилось участвовать в испытаниях посменно.

Командиром первой АПЛ (атомной подводной лодки) 705-го проекта К-64 стал капитан 1-го ранга, впоследствии контр-адмирал Александр Пушкин.

"О начале испытаний даже сообщало BBC, настолько наша лодка заинтриговала мировую общественность", – вспоминает командир субмарины.

В столь пристальном внимании Запада к лодкам проекта 705 нет ничего удивительного: за счет своей скорости и маневренности лодка могла уклониться от любой торпеды.

Непростые испытания

К-64 "обкатывали" в Белом море, и, хотя лодка поразила испытателей своими ходовыми качествами, не обошлось без форс-мажоров.

"Первое впечатление, которое я получил при даче хода, незабываемо, – вспоминал командир корабля. – Лодка вздрогнула, двинулась и… тишина. Тишина эта после обычного предотходного гвалта, шума, команд поражала своей внезапностью и торжественностью".

При этом первое погружение у К-64 не совсем удалось. "Со свистом вырывается воздух из цистерн, уступая место воде. Лодка погружается, но верх рубки остается торчать на поверхности. Строптивицу даже на ходу загнать под воду не получается, – делится воспоминаниями Александр Пушкин. – Пришлось возвратиться на базу и принять твердый балласт из чугунных чушек, разместив их в местах, указанных конструкторами".

Выявляемые в ходе испытаний недоработки оперативно устранялись. Во время следующего выхода в море лодка без труда ушла под воду и в полной мере продемонстрировала потрясающую маневренность. Тридцать первого декабря 1971 г. К-64 вошла в состав Северного флота.

Лодка-автомат

Относительно небольшие габариты АПЛ 705-го проекта и маленький экипаж объясняются беспрецедентным уровнем автоматизации субмарины. ЦКБ завода им. А.А. Кулакова (ныне входит в ОАО "Концерн "Гранит-Электрон") разработало боевую информационно-управляющую систему "Аккорд", позволившую управлять всеми техническими средствами и системами подлодки с центрального поста. Теперь постоянное дежурство у различных технологических узлов ко­раб­ля не требовалось, что значительно снижало нагрузку на экипаж.

Изначально планировалось, что лодкой будут управлять всего 16 человек, но по требованию командования флота штат был увеличен до 32 подводников.

"Гидроакустический комплекс и радиотехническая служба в то время казались нам совершенством. Множество задач по обнаружению и выделению цели тоже решал один оператор, – рассказывает Борис Коляда, капитан 1-го ранга (запаса), командовавший К-493. – Навигационный комплекс позволял длительное время находиться под водой и с большой точностью держать свое место, не всплывая для его корректуры в надводном положении или на перископ".

Специально для "Лир" были разработаны торпеды с электрическим вводом данных. Впервые были созданы торпедные аппараты с гидравлической системой стрельбы, позволяющей использовать оружие с любой глубины, и т.д. 

Несмотря на огромное количество успешно примененных новаторских идей, главная изюминка новой подлодки заключалась как раз в реакторе, сердце любой АПЛ. В отличие от большинства атомных подлодок, на судах проектов 705 и 705К был установлен реактор с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). "Он позволял делать то, что с водяным реактором попросту невозможно. Скорость повышения мощности реактора и одновременное увеличение хода лодки до полного, возможность длительное время идти ходом, сопоставимым со скоростью торпеды, и т.д.", – сказал Борис Коляда.

Если автоматизация прошла достаточно хорошо, то с перспективной силовой установкой лодок 705-го проекта поначалу возникли серьезные трудности. Во время выполнения учебно-боевой задачи на головной лодке серии К-64 жидкометаллический теплоноситель начал застывать, из-за чего пришлось заглушить реактор.Нестабильная работа установленного ЖМТ привела к временной приостановке строительства лодок 705-го проекта. 

От уникальной субмарины никто отказываться не собирался. Конструктивные недоработки были тщательно изучены специалистами, дефекты выявлены и исправлены. В итоге остальные "Лиры" строились по доработанному проекту 705К.

Опередили время

"Нам говорили, что корпус "Лиры" рассчитан на 100 лет. Была даже разработана программа, что через определенное количество лет лодка модернизируется: корпус разрезается, из него вытаскиваются старые системы и заменяются на новые", – вспоминает Борис Коляда.

В середине 1980-х гг. в СССР сложилось крайне сложное экономическое и политическое положение. Не то что модернизировать, но даже содержать требовательные в техническом отношении "Лиры" стало практически невозможно. 

Подлодкам требовались специальные условия, которые имелись всего на трех базах флота. Ремонт этих кораблей тоже обходился недешево, так как использовалась балочная замена. В 1990-е гг. необходимые запчасти попросту неоткуда было достать. Эти факторы привели к закату карьеры этих уникальных подводных охотников.

"Эти корабли опередили свое время. Теперь у флота другие запросы, но "Лиры", бесспорно, внесли огромный вклад в развитие подводного кораблестроения", – замечает Борис Коляда.

На основе "Лиры" было подготовлено несколько любопытных, но по тем или иным причинам не претворенных в жизнь проектов. Например, предполагалось оснастить эти неуловимые лодки баллистическими ракетами. Однако для этого было необходимо существенно увеличить габариты "Лиры", что снижало ходовые характеристики субмарины и, как следствие, сводило всю задумку на нет. 

Справка

42 узла показала на ходовых испытаниях К-64. В истории кораблестроения только лодка "Золотая рыбка" проекта 661 "Анчар" оказалась быстрее, достигнув скорости свыше 44 узлов в подводном положении. Правда, в отличие от "Лир", построена она была в единственном экземпляре."Лиры" могли неотступно преследовать все типы субмарин и оторваться от любого преследования. На разгон до полного хода им требовалось чуть больше минуты.

Тактико-технические характеристики ПЛАТ (подвод­ная лодка атомная торпедная) 705-го проекта "Лира". По классификации НАТО – Alfa:

Водоизмещение (надводное / подводное) – 2300 / 3180 т

Скорость (надводная /подводная) – 14 /41 узел

Рабочая глубина – 320 м

Предельная глубина – 450 м

Автономность плавания – 50 суток

Экипаж – 32 человека

Вооружение: 6 ТА (торпедных аппаратов) калибра 533 мм

Боезапас: 20 торпед САЭТ-60 и СЭТ-65 или 24 мины ПМР-1 и ПМР-2

Закрыть