Яндекс.Метрика
  • Анна Муравьева

В Петербурге показали воссозданную роспись новгородского храма

Уникальные полотна, созданные преподавателями и студентами СПбГУ, на основе архивных фото и сохранившихся фрагментов фресок, отправится в Москву, чтобы принять участие в Московском Пасхальном фестивале.

Уникальные полотна, созданные преподавателями и студентами СПбГУ на основе архивных фото и сохранившихся фрагментов фресок, отправятся в Москву, чтобы принять участие в Московском пасхальном фестивале.

Главным экспонатом, которые представит Петербург, станет живописная копия композиции "Страшный суд" утраченного ансамбля церкви Спаса Преображения на Нередице в Великом Новгороде.

Храму более 800 лет, но был практически полностью уничтожен в ходе бомбежек в году Великой Отечественной войны. Как рассказали в СПбГУ, реставраторы фактически подняли храм из руин в 1958 году. Фресковые росписи, украшавшие внутреннее убранство церкви, восстановить не смогли – интерьеры были разрушены более чем на 60%. Исторический облик внутреннего убранства сейчас воссоздается по  небольшим, чудом сохранившимся остаткам фресок.

Художники-монументалисты и  историки университета на основе архивных материалов, черно-белых фотографий и прежним живописным копиям постарались воссоздать в живописи ансамбль и сюжеты росписи храма. Как рассказала Татьяна Ласка, старший преподаватель СПбГУ, руководитель проекта "Связь времен", в этой работе нет авторского видения, те архивные материалы, что использовали художники, применяются и в реальной реставрации.

Первый раз живописные копии фресок храма в Нередице были выставлены в начале 20 века в Париже, когда только начинался формироваться интерес к древнерусскому искусству.

"Сохранилось много архивных фото фресок, но сделаны они были с разных ракурсов, в разных масштабах, под разными углами. Чтобы сейчас понять, как выглядела фреска, мы проделали титанический труд в редактировании и масштабировании сохранившихся свидетельств", - рассказала она.

Несмотря на огромные усилия реставраторов, сейчас возвращены на стены храма всего две композиции. В рамках проекта "Связь времен" в живописи удалось воссоздать почти треть этой уникальной росписи.

"Здесь реализована уникальная иконографическая программа. Это ранняя живопись, с очень специфической стилистикой, с глубочайшей духовностью и сильным воздействием. Храм в Нередице – один из знаковых объектов для нашей страны, один из самых значимых памятников древнерусской культуры", - отметила Татьяна Ласка.

На Московском Пасхальном фестивале зрители увидят "Страшный суд". Однако, как выяснили художники в процессе работы, сюжет и атмосфера его оказались не такими и "страшными".

"Композиция Страшный суд даже в научных исследованиях характеризовалась как некая нагнетающая, тяжелая композиция. Такое впечатление во многом складывалось от черно-белых фото. Когда мы начали исследовать цвет и живописные копии, мы поняли, что это одна из самых торжественных и ярких композиций. Она сложна, сильно воздействует, но не пугает", - рассказали авторы полотна.

Закрыть