Яндекс.Метрика
  • Ольга Кравцова, журналист upstudy.ru

Как защитить детей от проблем с математикой в школе

Дети изучают математику в школе 11 лет. Это базовая и очень важная дисцип­лина. При этом у трети, если не у половины школьников с этим предметом проблемы. Почему же они возникают и как их предотвратить?

Дети изучают математику в школе 11 лет. Это базовая и очень важная дисцип­лина. При этом у трети, если не у половины школьников с этим предметом проблемы. Почему же они возникают и как их предотвратить?

Разобраться в проблеме нам помогает Михаил Пономарев, победитель множества олимпиад по математике, физике и программированию.

Где искать корень проблем

Когда стоит обратить на математику особое внимание и как помочь отстающему старшекласснику хорошо сдать экзамены? У Михаила Пономарева есть рекомендации на этот счет.

"В начальной школе дети изучают не очень сложные темы, – поясняет Михаил Пономарев. – Весь объем знаний – это арифметика. Дети учатся считать, умножать и делить. Казалось бы, все просто, но корень проблем находится именно здесь. Если к 5-му классу ребенок не выучил таблицу умножения, с каждым годом проблемы начнут нарастать как снежный ком. В 6‑7-м классах вмес­то поездов и яблок в задачах появятся иксы и игреки. Ребенку придется развивать абстрактное мышление. А многие к этому моменту не знают, как сложить десятичную дробь с обыкновенной. Или как поделить дробь на дробь. Потом они всю жизнь считают эти темы сложными, а вся беда кроется в банальной арифметике".

Рецепты от эксперта

Что делать, чтобы ребенок научился быстро и хорошо считать? Во-первых, запретить ему пользоваться калькулятором. Во-вторых, обучить его технике быстрого счета.

"Техника быстрого счета – это не сложная наука, а всего лишь приемы, которые позволят быстро считать, – объясняет Михаил Пономарев. – Например, вам нужно умножить 13 на 5. Разбиваете число 13 на ряды, сначала 10 х 5 = 50, потом 3 х 5 = 15, а затем складываете 50 + 15 = 65, и результат готов! Умножать в голове столбиком ничего не придется. Подобных приемов много. Как умножить на 1/2? Это все равно что поделить на два. Как умножить быстро на 5? Это умножить на 10 и разделить на 2. Есть даже специальная книжка "35 простых правил быстрого счета". Там просто объясняется, как делать сложные умножения и деления. Этим навыком стоит овладеть, он очень полезен. Ведь на ЕГЭ и ГИА детям приходится перемножать в уме двузначные числа. Калькулятором пользоваться нельзя. Считать столбиком долго, а так ты экономишь время".

Проверьте пятиклассника!

Больше всего трудностей у детей начинается в 6-м классе. Поэтому по окончании 5-го класса проверьте ребенка. Убедитесь, что он:

1) хорошо знает таблицу умножения;
2) умеет быстро считать: складывать и вычитать;
3) умеет перемножать десятичные числа между собой;
4) умеет возводить в степень и понимает, что это такое;
5) может перевести обыкновенную дробь в десятичную и обратно.

Если ребенок все это знает и делает хорошо, проблем в будущем не возникнет. Если не справляется – возможно, стоит нанять репетитора и за лето подтянуть арифметику.

А если уже поздно?

"Я занимался с девочкой, которая в 9-м классе вообще не понимала алгебру и даже таблицу умножения не знала. И в итоге она написала ГИА (экзамен в конце 9-го класса) на четверку. Как? Мы начали заниматься с начала учебного года по 2 раза в неделю. Девочка оказалась очень усердная и способная. А проблема неуспеваемости в школе была в плохом учителе. Такое часто встречается. Поэтому, если у ваших детей сложности с математикой, попробуйте выяснить, что там за педагог. Хотя если серьезные проблемы уже есть, на школьного учителя рассчитывать бессмысленно, он не будет искать пробелы и "подтягивать" их. Нужны индивидуальные занятия с репетитором. С ребенком придется возвращаться по программе назад. И начинать надо с самого простого. Репетитор хитрым способом, как рыбу на крючок, ловит ребенка на простые задачи. И когда тот начинает с ними справляться, ему начинает нравиться и математика в целом".

Не любит или не понимает?

Многие дети думают, что математика им не понадобится. Или говорят, что они ее не любят.

Но часто дети не любят предмет только потому, что не понимают его.

Предмет дается ребенку с трудом, он чувствует себя в нем неуверенно и решает, что математика – это не его. А на самом деле проблема всего лишь в каком‑то пробеле, который образовался в 5-м или 6-м классе.

Ликвидируйте этот пробел, и математика постепенно станет ребенку понятной и интересной.

Математика развивает мышление, память и концентрацию. Она учит порядку и логике. Учит прогнозировать, планировать и думать на несколько шагов вперед.

Закрыть