Американские ученые: "грехи" отцов отражаются на генетике их детей и внуков

Проанализировав большое количество исследований, посвященных этой теме, ученые установили, что не только поведение и психологический климат матери в период беременности отражается на том, каким родится ребенок.

Поведение и привычки мужчин на протяжении всей жизни прямо сказываются на генетических особенностях их будущих детей. К такому выводу пришли ученые из университета Джорджтауна в США, которые посвятили этому вопросу статью в научном журнале American Journal of Stem Cells.

Чтобы сделать подобное заключение, специалисты изучили десятки посвященных этой теме исследований. Выяснилось, что огромную роль в том, что будет заложено в генетику ребенка, играет внегенетическое наследование - преимущественно от отцов.

"Мы давно знаем, что гормоны, нутриенты матери и создаваемая ею психологическая обстановка необратимым образом меняет устройство и работу органов, клеток и генов у ее детей. Теперь мы доказали, что то же самое происходит и с отцами. Их стиль жизни и возраст могут отражаться в том, как функционируют молекулы, дирижирующие работой генов. Отцы влияют не только на своих детей, но и на последующие поколения", отметила соавтор исследования Джоанна Китлински.

Ученые утверждают, что, к примеру, все вредные привычки, которыми отцы страдали до момента появления у них детей, отражаются на особенностях развития не только прямых наследников, но и представителей следующих поколений. Так, если мать не употребляла алкоголь, а отец или его предки имели такое негативное пристрастие, то велика вероятность, что она передастся по наследству и ребенку. В то же время здоровая диета, которой отцы придерживались в подростковые годы, заметно уменьшает вероятность развития болезней сердечно-сосудистой системы у их детей и внуков.

Генетический материал человека упакован в особые белки-гистоны, удерживающие свернутую ДНК на месте и влияющие на "считываемость" отдельных генов. Эта "обертка" участвует в передаче информации между поколениями и позволяет быстрее приспосабливаться к новым условиям среды. "Отцовские метки" влияют на вероятность развития врожденных пороков развития и различных редких болезней, обусловленных неправильной работой генов или белков, считают ученые.