Ученые СПбГУ помогут сохранить следы ног австралопитека афарского

Самые древние свидетельства способности человекоподобного существа ходить на двух конечностях помогут сохранить эксперты Санкт-Петербургского государственного университета.

Они примут участие в проекте по созданию современного антропологического и геологического музея в области Лаетоли в северной Танзании. Там в 1978 году были обнаружены отпечатки следов австралопитека афарского (Australopithecus afarensis).

Около 3.66 млн лет назад по вулканическому пеплу в тех краях прошли три австралопитека. Это были две взрослые особи и один детеныш. Отпечатки их следов были законсервированы и чудом сохранились до наших дней.

Как сообщили в пресс-службе СПбГУ, прошлым летом в ходе полевых работ ученые вуза собрали около 180 кг образцов туфов для изучения их минерального и химического состава, физико-механических свойств и характерных для данной среды микроорганизмов.

Это исследование помогло выяснить в каких условиях миллионы лет назад смогли сохраниться следы, а также установить как современные технологии позволят предотвратить их разрушение.

Танзанийские ученые ознакомились с результатами лабораторных исследований, которые проводились в том числе на базе Научного парка СПбГУ в рамках международного проекта. В результате профессор Анатолий Зайцев был включен в консультативную рабочую группу по созданию музея Лаетоли.

Уже летом этого года запланирована новая экспедиция в Танзании, в ходе которой исследователи СПбГУ смогут вскрыть несколько участков с законсервированными отпечатками австралопитеков.

Ученые из Петербурга смогут точно оценить степень сохранности следов и определить, насколько безопасным окажется для отпечатков воздействие окружающей среды, если их вскрыть и законсервировать уже в качестве главного экспоната будущего музея.

Австралопитек афарский — вымерший вид австралопитека, семейство гоминид, живший около 4 миллионов лет назад. От них прямо или косвенно произошли другие австралопитецины и род Homo.

Австралопитек афарский получил своё имя по находкам в так называемом Северном Афарском треугольнике в Эфиопии. Но останки австралопитека афарского были также обнаружены в Омо (Эфиопия), Лаетоли (Танзания), Кении.

Австралопитек афарский — самый маленький вид австралопитеков. Он, вероятно, имел тёмную кожу и был покрыт волосами. Рост — 1—1,5 м, масса тела — около 30—60 кг. Мозг австралопитека афарского не отличается большими объёмами (~380—430 см³, что немного больше, чем у шимпанзе).

Обнаружение австралопитека афарского, обладавшего небольшим объёмом мозга, и в то же время ходившего на двух ногах, было большим открытием для палеонтологов всего мира.

Некоторые антропологи предполагают, что австралопитеки афарские были исключительно двуногими существами, ведущими наземный образ жизни. Однако есть предположения, что эти австралопитеки вели преимущественно древесный образ жизни.