NASA: в атмосфере Марса раньше было много кислорода

Марсоход Curiosity нашел на Марсе следы оксидов марганца, что говорит о том, что в прошлом его атмосфера содержала куда больше кислорода, чем в наши дни, сообщается в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

Научная команда марсохода Curiosity совершила это открытие, изучая данные лазерного сканирования камней, найденных на одной из стоянок аппарата в 2014 году. Прибор ChemCam обстреливает изучаемые образцы пород при помощи лазерных импульсов и изучает их состав и свойства. В данном случае их спектр содержал следы присутствия соединений марганца и кислорода.

Открытие стало для ученых большой неожиданностью, ведь на Земле первые крупные залежи марганцевых пород сформировались лишь когда в первичном океане планеты появились фотосинтезирующие организмы, насытившие атмосферу кислородом. на Марсе крупные запасы этого вещества могли возникнуть в то время, когда ядро планеты начало застывать, а магнитное поле стало слабеть.

В это время солнечный ветер и космические лучи начали взаимодействовать с молекулами воды в верхних слоях атмосферы Марса, разлагая их на водород и кислород. Более легкий водород улетучивался, а кислород оставался в атмосфере. Со временем, существенная часть воды, испаряющейся из океанов красной планеты, превратилась в кислород которого могло хватить для образования марганцевых пород.