Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Фабио Мастранджело: в Петербурге можно найти естественные декорации для любой оперы

В Петербурге продолжается фестиваль «Опера – всем». О рождении этого фестиваля, о том, что еще приготовили его организаторы для петербуржцев и гостей нашего города, рассказывает музыкальный руководитель фестиваля «Опера – всем» художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело.

В Петербурге продолжается фестиваль «Опера – всем». О рождении этого фестиваля, о том, что еще приготовили его организаторы для петербуржцев и гостей нашего города, рассказывает музыкальный руководитель фестиваля «Опера – всем» художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» Фабио Мастранджело.

"Петербургский дневник": Фабио, в этом году фестиваль проходит в пятый раз. Это первый юбилей проекта. Расскажите, пожалуйста, как родилась идея проведения летнего фестиваля «Опера – всем»?

Фабио Мастранджело: Мне очень везет на друзей – талантливых, креативных. Уже много лет мы дружим и работаем с Юлией Стрижак, директором театра «Мюзик-Холл», и режиссером, музыкантом Виктором Высоцким – людьми большого интеллекта, которые обладают главным: могут придумать идею, создать то, чего раньше не было. Однажды у нас родилась концепция оперного фестиваля под открытым небом рядом с красивейшими архитектурными ансамблями Петербурга.

Конечно, нельзя сказать, что это наше ноу-хау. В моей родной Италии есть несколько подобных фестивалей. Это знаменитый фестиваль Арена ди Верона, фестиваль Пуччини в Торре дель Лаго – на этих open air я не раз выступал; также на острове Силиция в Таормине проходит фестиваль в таком же формате. Но в Петербурге, в центре которого можно найти естественные декорации буквально для любой оперы, таких проектов не было.

Нам повезло, и мы очень признательны правительству Санкт-Петербурга и губернатору Георгию Сергеевичу Полтавченко, что наша идея нашла поддержку и мы смогли с помощью городских властей и нашей команды поднять такой масштабный проект. Напомню, что впервые фестиваль состоялся в июле 2012 г.

Конечно, у нас были опасения, ведь Петербург – это северный город. Погода в июле непредсказуема. Но, с другой стороны, подобные фестивали проходят в Англии, Австрии, Финляндии, где погода не сильно отличается от нашей. Мы рискнули, и, как показали четыре уже состоявшихся фестиваля, риск оказался оправданным. Зрителями наших постановок стали больше 80 тыс. человек, и мы надеемся, что эта цифра вырастет, так как впереди у нас еще три оперы, которые мы покажем в рамках пятого фестиваля.

"Петербургский дневник": Первой оперой, которую вы по традиции дали 12 июля в Петропавловской кре­пости, стал «Князь Игорь». Что еще услышат петербуржцы и гости города?

Фабио Мастранджело: Мы рады, что, несмотря на летний дождь, в прошедший вторник мы открыли фестиваль великой национальной оперой Александра Бородина «Князь Игорь». Это, пожалуй, одна из самых значительных опер русского репертуара наряду с «Жизнью за царя» Глинки и «Мазепой» Чайковского. Эти оперы тоже были поставлены в предыдущие годы в рамках нашего open air и показаны на Соборной пл. Петропавловской крепости. Хочу выразить слова благодарности директору Государственного музея истории Санкт-Петербурга Александру Колякину, который является большим другом фестиваля и сотрудничеством с которым мы гордимся.

По предварительным подсчетам, 12 июля на Соборную пл. Петропавловской крепости пришли более 7 тыс. человек.

Хочу отметить, что я восхищен нашей публикой – петербуржцами, гостями города, которые не расходились, несмотря на дождь, мужест­венно стояли под зонтами, своими аплодисментами давая понять, что они ждут, когда мы начнем; потом держали зонты над музыкантами. А как они горячо приветствовали оркестр, певцов, хор в финале, искренне благодарили их за буквально героический труд. Я понял, что наших людей сплачивают трудности и опера!

Возвращаясь к дальнейшей программе, я с удовольствием приглашаю всех завтра, 16 июля, в Гатчину, где перед Гатчинским дворцом мы исполним шедевр Вагнера «Тангейзер». Эта опера не идет ни в одном музыкальном театре Петербурга. Режиссер постановки Виктор Высоцкий и музыкальный руководитель Сергей Стадлер представят зрителям своего «Тангейзера» – одновременно глубокого и легкого, трагического и гротескового, классического и авангардного.

Девятнадцатого июля в ЦПКиО на Елагином острове перед Елагино­островским дворцом прозвучит опера еще одного русского композитора – это «Обручение в монас­тыре» Сергея Прокофьева. Его сочинение в прог­рамме фестиваля будет представлено впервые. Музыкальным руководителем постановки стал главный дирижер международного симфони­ческого оркестра «Таври­ческий» Михаил Голиков. Это будет его дебют в программе фестиваля «Опера – всем». Режиссер Ирина Фокина уже работала с нами – в рамках фестиваля она ставила редко исполняемую оперу Бетховена «Фиделио». Мы ждем от нее интересной и яркой работы и в этом году.

Закроется фестиваль 23 июля в Царском Селе. На парадном плацу Екатерининского дворца мы покажем оперу Моцарта «Свадьба Фигаро».

В прошлом году мы играли там «Дон Жуана». И у нас с режиссером Василием Заржецким получился веселый, искрящийся великолепной музыкой и юмором спектакль, прекрасно вписывающийся в роскошные экстерьеры Екатерининского дворца. Зрители, администрация музея-заповедника во главе с Ольгой Таратыновой, наша команда были настолько довольны результатом, что в этом году мы решили вернуться в Царское Село и снова с Моцартом, Василием Заржецким и вашим покорным слугой.

"Петербургский дневник": Недавно как большое достижение показывали, как на экране, установленном на улице, транслировался спектакль, идущий в этот момент на сцене Большого театра. Мне представляется, что мы в этом плане продвинулись гораздо дальше.

Фабио Мастранджело: Конечно, ведь у нас все «живьем», все происходит здесь и сейчас и, что важно, один раз. Мы подбираем сильные составы исполнителей, лучшие оркестры и хоры Петербурга.

Наш художник-постановщик Юлия Гольцова придумывает оригинальные декорации, показу каждой оперы предшествуют репетиции – оркестровые, хоровые, балетные, мы шьем костюмы, продумываем образ для каждого солиста. Непосредственно на площадках мы монтируем сцену, привозим мощное звуковое оборудование, настраиваем звук с артис­тами так, чтобы комфортно было и исполнителям, и зрителям, ставим партер.

И весь объем этой работы для того, чтобы показать оперу один раз. Поэтому каждый наш спектакль уникален, и в него вложены труд, знания и вдохновение большой команды.

На «Оперу – всем» приходят люди, у которых есть возможность услышать шедевры оперной музыки абсолютно бесплатно. И это важная составляющая концепции фестиваля. В Петербурге есть огромное количество людей, которые любят оперу и классическую музыку, но не всегда имеют возможность купить билет в театр.

Сейчас мы с нетерпением ждем продолжения фестиваля и очень надеемся, что небесные силы даруют нам хорошую погоду. Я каждый день по нескольку раз смотрю прогноз. И он довольно хороший!

Закрыть