Как петербургский писатель пиратов извел
Новую книгу представил в Книжной лавке писателей (Невский пр., 66) Николай Прокудин. Он давно снял военную форму, которую носил в Афганистане, но каждый год отправляется в… Аденский залив, где идет борьба с сомалийскими пиратами.
На полке в Книжной лавке писателей, что недавно снова распахнула свои двери на Невском пр., 66, стоит толстая книга под интригующим названием «Вернуться живым». На ее обложке фотография: крепкий молодой офицер в выгоревшей военной форме с автоматом. Лицо обожжено жарким афганским солнцем.
Это ее автор – член Союза писателей Санкт-Петербурга, председатель секции военно-патриотической, приключенческой и детективной литературы Николай Прокудин, которому с той жестокой войны удалось вернуться домой живым. За свои подвиги в Афганистане он награжден двумя боевыми орденами Красной Звезды – высокая награда, которой были удостоены очень немногие.
Теперь наш афганский герой живет в окрестностях Петербурга и пишет книги, выступает в школах и рассказывает о той, уже от нас далекой, войне.
Но нередко он снова берет в руки автомат Калашникова и опять отправляется на войну. Однако на этот раз не с афганскими душманами, а… с сомалийскими пиратами. Николай – участник международной миссии по охране судов в Аденском заливе от нападений сомалийских пиратов.
Морские бандиты
Про этих жестоких и коварных бандитов, которые много лет непрерывно атакуют суда разных стран у берегов Сомали, все уже слышали не раз.
За последние годы они захватили в Аденском заливе около 160 судов. Около 2 тыс. моряков, в том числе русских и украинцев, побывали у них в плену, из них более 100 умерли или были убиты. Общий ущерб, нанесенный пиратами судоходным компаниям, составил несколько миллиардов долларов, а размер полученных злодеями выкупов достиг полумиллиарда долларов.
Однако в последнее время ситуация изменилась. С пиратами началась решительная борьба. Воды Аденского залива и морских пространств по соседству непрерывно патрулируют около 20 военных кораблей – российских, американских, стран НАТО, кораблей Индии, Китая, Японии и других государств. Кроме того, судоходные фирмы нанимают для охраны своих судов и частные военные компании. С одной из таких компаний уже давно сотрудничает и петербуржец Николай Прокудин.
Десятки походов
Писатель, который уже совершил 33 таких морских похода и прошел в общей сложности более 130 тыс. морских миль, рассказывает: «Из Петербурга мы обычно добираемся сначала до Египта или Шри-Ланки, где садимся на сухогрузы или танкеры, которые сопровождаем. Группа охраны обычно состоит из двух-трех человек.
В нее включают тех, кто уже участвовал в боевых действиях в Афганистане или Чечне и имеет соответствующий военный опыт. Вооружены мы нашими калашами или безотказными винтовками Мосина. Наличие охраны сегодня включается в страховые договоры, которые заключают компании, перевозящие грузы морем через беспокойный Аденский залив.
Что делаем на борту? По очереди несем вахту, наблюдаем за горизонтом, следим за радаром.
Если появляются лодки с вооруженными людьми, то даем сигнал тревоги, команда прячется в машинном отделении, а мы у борта занимаем оборону и поджидаем непрошеных гостей с оружием в руках.
Но сразу признаюсь: стрелять пришлось только раза три-четыре. Как только делаем предупредительные выстрелы, пираты сразу уходят. Нападают они только на безоружных, еще ни одного случая нападения на охраняемое судно не было».
С 2008 г. были захвачены более 1,5 тыс. сомалийских пиратов, которых отправили за решетку. Многие налетчики были уничтожены, и пираты затихли. За последние 3,5 года ни одного судна им не удалось захватить. А самое тяжелое во время похода – это, конечно, изнурительная жара.
Похудел на семь килограммов
По словам Николая Прокудина, на малых судах нет кондиционеров, а спать порой приходится прямо на палубе. «Один из походов продолжался 80 дней, а обычно он занимает недели две. За этот долгий переход я потерял в весе 7 кг. Хотя бывают и комфортабельные суда, где есть каюты с кондиционерами. Еще сильно досаждает в открытом море качка. Хотя морской болезнью я, к счастью, не страдаю. Но в качку спать невозможно из‑за непрерывной болтанки, бывает, целую неделю не спишь. А попробуйте‑ка забраться по шторм-трапу на борту судна высотой 17 м, когда в руках тяжелая сумка с вещами, а за плечами – автомат!
А еще опаснее – перепрыгнуть на ходу с трапа судна на идущий на полном ходу катер. Трудно, конечно, приходится в этих походах, но зато очень интересно!
Но все эти трудности, конечно, пустяки, потому что в таких морских путешествиях есть какая‑то страшная и магическая завораживающая сила. Ты словно летишь по бескрайнему морю под огромными мерцающими звездами, видишь, как падают кометы… А воздух! Такого чудесного воздуха нет на берегу.
Конечно, в такие поездки отправляешься прежде всего для того, чтобы заработать, хотя платят, надо признаться, немного. Но зато удалось побывать в 15 новых странах: Шри-Ланке, Индии, Омане и других.
Что делаю в море в свободное время? Пишу книги. В этих походах я написал «Сказки старого моряка», «Прощай, Германия!» о выводе советских войск из ГДР. Новая книга «Пираты и антипираты XXI века» сейчас готовится к изданию».
Не ради почестей
А какая награда за эти морские подвиги? «Награда? – смеется Николай. – Это вам не Афганистан! Хотя вот наградили недавно медалью «За борьбу с сомалийскими пиратами». Есть такая награда, но не государственная, ею награждают судоходные компании».
«Я уже совершил 33 морских похода по сопровождению российских судов через Аденский залив. Прошел в общей сложности более 130 тыс. морских миль, хотя никогда до этого не был моряком, а воевал в горах Афганистана», - сказал писатель Николай Прокудин.