Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

Оправдательный приговор искусствоведу Елене Баснер остался в силе

Судебная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда оставила в силе оправдательный приговор Дзержинского районного суда по делу о мошенничестве в особо крупном размере, в котором обвинялась известный искусствовед Елена Баснер.

Судебная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда оставила в силе оправдательный приговор Дзержинского районного суда по делу о мошенничестве в особо крупном размере, в котором обвинялась известный искусствовед Елена Баснер. 

Апелляционная жалоба и представление прокуратуры были остановлены без удовлетворения. Единственным исключением стало решение суда об отмене вынесенного районным судом отказа в гражданском иске, который заявлял потерпевший коллекционер Андрей Васильев. 

Таким образом, коллекционер, который приобрел за четверть миллиона долларов фальшивую картину, может пытаться добиваться компенсации.

Потерпевший и его защита заявили, что будут обжаловать это решение. По словам представлявшего интересы Андрея Васильева Никиты Семенова - специалиста по делам, связанным с антиквариатом, суд не мог вынести решение об изменении оправдательного приговора, что сегодня, по его мнению, и произошло. Районный же суд, как пояснил Семенов, не имел права отказать в рассмотрении гражданского иска, что уже само по себе является основанием для отмены оправдательного приговора судом более высокой инстанции. Елена Баснер от комментариев журналистам отказалась и спешно покинула здание суда.

Напомним, громкое уголовное дело по обвинению дочери известнейшего советского композитора Вениамина Баснера, проработавшей четверть века в Русском музее, в мошенничестве в особо крупном размере слушалось в Дзержинском районном суде почти 1,5 года.

"Баснер было предъявлено обвинение в том, что летом 2009 года, являясь известным специалистом в области искусствоведения и живописи, она вступила в сговор с находящимся в международном розыске гражданином Эстонии Михаилом Аронсоном на совершение мошенничества в особо крупном размере путем дачи заведомо ложного суждения о подлинности картины художника Бориса Григорьева "В ресторане". Получив от Аронсона указанное поддельное произведение, Баснер, достоверно зная о том, что оригинал картины хранится в ФГУК "Государственный Русский музей", поскольку участвовала в его приемке в 1984 году, ввела добросовестного покупателя в заблуждение относительно подлинности картины, получив от него 250 тыс. долларов США, которыми соучастники порядились по своему усмотрению", - поясняли в ГСУ СК РФ по СПб.

На прениях прокурор просил для 60-летней подсудимой 4 года лишения свободы. Но 17 мая 2016 года судья Анжелика Морозова, расценив "заведомо ложное суждение о подлинности картины" как досадную ошибку, полностью оправдала подсудимую. Известный коллекционер врач-психиатр Андрей Васильев остался и без материальной компенсации, и без морального удовлетворения.

Решение районной Фемиды обжаловали прокуратура города и потерпевший. 28 июля судебная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда приступила к рассмотрению апелляционной жалобы.

"По  нашему мнению, собранных доказательств было достаточно для вынесения обвинительного приговора. На мой взгляд, есть в этом деле такие моменты, которые невозможно объяснить иначе, как тем, что Елена Баснер была причастна к этому преступлению. У нас еще  есть выделенное дело в связи с этой историей, так что, возможно, появятся еще кое-какие эпизоды с участием Баснер", – рассказал "ПД" руководитель 2-го следственного отдела 1-го управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по СПб Юрий Яшков.

По  мнению следователя, фигура Михаила Аронсона появилась в этом деле уже под занавес, когда коллекционер обратился в полицию. "Дальнобойщик, неоднократно судимый… Ну где он, а где полотна авангардистов! Утверждает, что нашел картину на чердаке у бабушки. Мы опросили всех его родственников и знакомых, и все утверждали, что ни у Аронсона, ни у его бабушки никогда не видели никаких картин", – поясняет Юрий Яшков.

Как  рассказал "ПД" Андрей Васильев, его возмутил не столько сам факт продажи ему фальшивки, а то, что сделана она была с эталона, находящегося в музее. "У  меня не  было альтернативы тому, чтобы пойти в полицию. Промолчать, позволив тем самым и дальше творить безобразие? Или продать картину, став таким же мошенником?" – пояснил коллекционер "ПД".


Закрыть