Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

ОСАГО закрывается на ремонт?

В систему автострахования хотят внести изменения. Суть в том, чтобы исключить денежные выплаты за поврежденные в ДТП автомобили и возмещать ущерб непосредственным ремонтом машины в автосервисах. Ноу-хау встречено неоднозначно. Мнения за и против узнавал «ПД».

В систему автострахования хотят внести изменения. Суть в том, чтобы исключить денежные выплаты за поврежденные в ДТП автомобили и возмещать ущерб непосредственным ремонтом машины в автосервисах. Ноу-хау встречено неоднозначно. Мнения за и против узнавал «ПД».

Такая идея витала в воздухе уже давно. Реальные черты она обрела после того, как Ассоциация по защите прав страхователей предложила создать региональные сервисы, которые помогут популяризировать ремонт автомобилей вместо денежных компенсаций. А недавно Российский союз автостраховщиков (РСА) направил в Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ и Государственную думу РФ проект поправок к закону об ОСАГО, в котором предлагает перейти на натуральные компенсации вместо денежных выплат.

Намерение установить приоритет ремонта над выплатой в РСА объясняют тем, что в некоторых регионах так называемые автоюристы массово выкупают у пострадавших в авариях водителей право требования и через суд получают от страховых компаний денежные возмещения.

Сейчас этот вопрос прорабатывается всеми заинтересованными сторонами.

Вопросы остаются

Система ОСАГО существует уже 12 лет. Но, несмотря на то что она постоянно совершенствуется, претензии к ней остаются. Сегодня, и это знает каждый автомобилист, у него в случае ДТП есть возможность выбора – потребовать денежную компенсацию или сделать ремонт.

Если предложение страховщиков будет принято, то у владельцев транспортных средств останется лишь один вариант – отдать поломанную машину в ремонт. Денежную компенсацию предполагают выплачивать только в самых исключительных случаях.

Эксперты, как и сами автовладельцы, оценивают возможное нововведение неоднозначно. Большинство из них уверены, что эти изменения лоббируют страховщики. Они считают, что вводить такое правило в России нельзя.

Проблемы с сервисом

И причин тому немало. Одну из главных сформулировал председатель ООД «Движение автомобилистов России» Виктор Похмелкин.

«Я считаю, что у потерпевшего водителя должно быть право выбора. Пусть по соглашению страховая компания сделает ремонт, но должен быть и вариант денежного возмещения убытка. Такое право дает Гражданский кодекс. Когда предоставляют отремонтированную машину, трудно сразу понять, хорошо ли ее сделали. Не надо ничего затевать с этой инициативой, нужно оставить все как есть», – считает эксперт.

Николай Тюрников, президент Ассоциации защиты страхователей, обращает внимание на то, что ремонт может оказаться некачественным, так как станция технического обслуживания (СТО), чтобы вписаться в утвержденную страховщиком смету, может серьезно экономить на запасных частях и работах. Кроме того, непонятно, по каким критериям будет выбираться та или иная СТО.

Еще одна причина, по которой не стоит торопиться с введением новых правил, состоит в сложностях, связанных с ремонтом машин. По мнению экспертов, даже при обслуживании новых автомобилей иногда возникают проблемы. А уж если дело касается ремонта старых транспортных средств, они обостряются.

«Серый рынок запчастей плохо регулируется. Это безымянные детали, которые сделаны, например, в Китае. Есть хорошие сервисы, но их не так много на нашу необъятную родину. После ДТП автомобиль должен быть нормально обслужен. Как это будут делать, я не представляю, если даже в результате обслуживания новых автомобилей бывают сбои», – говорит автоэксперт Андрей Ломанов.

Специалисты указывают и на тот факт, что далеко не в каждом городе есть официальный дилер. А это значит, что владельцу машины – особенно если это дорогая и престижная марка, автомобиль на гарантии – придется искать помощи за сотни километров.

«Невозможно за человека решить, выдать ему денежную компенсацию или направить машину на ремонт. А вдруг у него полный гараж запчастей? Граждане должны выбирать сами», – считает председатель президиума Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «Юристы – за конституционные права граждан» Владислав Лапинский.

Главное – экономия?

Впрочем, существует и альтернативная точка зрения. Так, по мнению страховщиков, если денежные выплаты за поврежденные в ДТП автомобили все же будут заменены ремонтом машины в автосервисах, то это исключит возможность завышенных требований по выплатам от автовладельцев и представляющих их юристов. Кроме того, это даст возможность страховым компаниям существенно сократить расходы, так как оптовая закупка запчастей по более низкой цене уменьшит общую стоимость ремонта автомобиля.

Центральный банк РФ рекомендовал РСА разработать детали документа, касающиеся в первую очередь таких вопросов, как удаленность автосервисов, регламентация сроков ремонта. Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин не сомневается, что новый механизм позволит избавиться от такого вида мошенничества, когда со страховых компаний автоюристы взыскивают завышенные суммы по страховке.

«Необходимо переходить с получения денег по ОСАГО на непосредственный ремонт автомобиля страховой компанией», – считает он. Решение по данному вопросу планируется принять до 1 октября 2016 г.

«Страховые компании стремятся сэкономить и поэтому хотят загнать нас на станции техобслуживания. Однако автовладельцев это устраивает далеко не всегда. К нам поступает достаточно много жалоб на качество ремонта, поэтому я считаю, что у потребителей обязательно должно быть право выбора», - сказал Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей РФ

Если вы считаете, что страховая компания нарушила ваши права, или хотите прояснить другие вопросы, это можно сделать, отправив обращение по адресу: request@autoins.ru или позвонив на горячую линию РСА: 8-800-200-22-75. Дополнительную информацию об ОСАГО можно получить на сайте РСА www.autoins.ru.

Закрыть